Методы воздействия на персонал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия. Укрупнено можно выделить три фактора оказывающих воздействие на людей на предприятии.
Первый – иерархическая структура предприятия, где основано средство воздействия – это отношение власти-подчинения, доверенное человеку сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и характеристика методов управления персоналом……………..5
Понятие и принципы методов управления…………………………………..5
1.2 Цели и задачи системы управления персоналом……………………………7
2. Способы воздействия на персонал……………………………………………12
2.1 Административный способ воздействия……………………………………12
2.2 Экономические методы воздействия………………………………………..15
2.3 Социально-психологические методы………………………………………..23
2.4 Социологические методы воздействия……………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………..36
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.docx

— 66.82 Кб (Скачать файл)

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые, которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные, отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др.

В период построения социалистического общества в СССР был разработан «Моральный кодекс строителя коммунизма», в котором нашли отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские нормы.

Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет насмешек.

Партнерство, составляет важный компонент любой социальной группы и заключается, а налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.

Различают такие формы партнерства:

  • деловые,
  • дружеские,
  • по увлечениям,
  • семейные – между родственниками,
  • сексуальные – интимные взаимоотношения людей.

В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах.

Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Однако когда они принимают форму сексуального партнерства отдельных сотрудников – это часто вредит делу, т.к. влечет за собой семейные конфликты, ревность, а, кроме того, возможно, разглашение служебной тайны, нарушение трудового распорядка, разрушение формальных связей руководителя и подчиненного.

Например, когда Вы наблюдаете, как красивая девушка-секретарь молодого директора вызывающе поднимает брови в ответ на его поручение, топает каблучком, говорит: «Я не буду этого делать!» или резко хлопает дверью его кабинета в сердцах, то это не делает ему чести – сам виноват. Лучший совет в этом случае: сменить своего красивого, но ненадежного секретаря на опытную сотрудницу, которая не будет его «подставлять» при клиентах.

Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом. Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.

История соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода – сильных, умных, мужественных, здоровых и в итоге стало движущей силой развития общества. Результаты соревнования – новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель – подчиненный – сотрудник – друг и других более сложных формах общения нескольких людей.

Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Следует иметь в виду, что даже когда человек Вас понял, то это не означает, что он с Вами, безусловно, согласен; при прочих равных условиях люди легче принимают позицию человека, к которому испытывают симпатию; общий тон при общении должен быть доброжелательный, доверительный, располагающий собеседников друг к другу.

Переговоры – это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.

Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе

Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Различают три метода управления персоналом:

  • Административный метод;
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом “смешивают” все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Менеджмент можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления. Стратегия функционирования и развития любого предприятия немыслима без обращения к персоналу.

Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет. До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Менеджмент персонала, управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы.

Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя. Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников – персонал, получил название управления персоналом.

В последние годы в научной литературе и практике широко используются и другие понятия: управление трудовыми ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.

Список литературы.

  1. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. – М.: изд-во “Экономика”, 1998.
  2. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. – Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2000
  3. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001
  4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. Москва, Финпресс, 2002
  5. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 1994. - 173 с.
  6. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000
  7. Виханский О.С. Менеджмент. Москва, Университет, 2003
  8. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Специальная литература, 1999.
  9. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М. Экономика предприятия. – М.:Юнити, 1996.
  10. Герасимчук В.Г. Маркетинг. – М., 2001
  11. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 2004
  12. Глухов В.В. Основы менеджмента. Санкт-Петербург, Питер Ком, 2002
  13. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2003
  14. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 1995. - 491 с.
  15. Кацадзе Н. Здоровый формализм //Компаньон. 2002 – № 1-2.
  16. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Росинтер, 1996.
  17. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2001.
  18. Каору И. “Японские методы управления качеством”
  19. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  20. Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – Л.:Лениздат, 1991 г.
  21. Мескон М.Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275 с.
  22. Оучи У.Г. “Методы организации производства: японский и американский подходы”
  23. Пронников В.А., Ладанов И. Д. “Управление персоналом в Японии”
  24. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось-89, 2002.
  25. Ромат Е.В. К вопросу об оценке эффективности рекламы // Маркетинг и реклама. – 2001. – № 53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы воздействия на персонал