Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:28, курсовая работа
целью данной курсовой работы является изучение теоретических и прикладных основ социологических методов исследования систем управления. Для достижения поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- выявить сущность и содержание понятия «система управления»,
- определить особенности системы управления как объекта исследования,
- дать определение и указать содержание исследования систем управления, классифицировать методы исследования систем управления,
- раскрыть сущность социологического исследования системы управления и указать его основные виды,
-охарактеризовать основные социологические методы исследования,
- определить содержание и порядок проведения социологических исследований систем управления.
Введение
Основная часть
1. Название главы №1 Социологические методы исследования систем управления
2. Название главы №2 Основы исследования систем управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов:
• методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
• методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки;
• организационная часть - позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.
Основные требования к разрабатываемой программе исследований: необходимость; ясность и чёткость; гибкость; логическая последовательность структуры.
Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объём научных, организационных и финансовых затрат, помогает избежать суеты, придаёт исследованию ритмичность на всех его этапах.
Структурные компоненты плана социологического исследования могут быть сгруппированы в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
Блок первый. В нём определяются: порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарии сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария.
Блок второй. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие чёткое проведение полевого исследования, т.е. массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.
Блок третий. Охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа. Предварительно осуществляются кодировка открытых вопрос, выбраковка негодных анкет.
Блок четвёртый. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчётов, выработкой рекомендаций.
Можно предложить следующий алгоритм организации социологического исследования:
1. организация отношений с заказчиком и соисполнителем исследования;
2. оформление договоров и соглашения;
3. обеспечение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов);
4. обеспечение организационных условий для проведения исследования (время, помещение, условия, оргтехника);
5. финансовое и кадровое обеспечение исследования;
6. тиражирование методического инструментария;
7. проведение пробного исследования;
8. проведение основного исследования;
9. обработка результатов исследования;
10. обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;
11. внедрение практических рекомендаций, социологических технологий и контроль за их внедрением.
2.1.
Понятие системы управления
В мире всё системно. Рассматривается ли машина, живой организм, общество или какая-нибудь его часть - все они представляют собой системы. «Вся доступная нам природа, - писал Ф. Энгельс, - образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом...» [3]. Системы имеют самые разнообразные формы. При всем многообразии все системы можно условно разделить натри вида:
• технологические,
• биологические,
• социальные (в т. ч. социально-экономические).
В международной науке управления даются различные определения систем. Среди них можно выделить следующие:
• с точки зрения М.Х. Мескона «система - это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». [13]
• по определению Б.З. Мильнера «система» - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции». [14]
• В.А. Розанова определяет систему, как единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. [12]
В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование системы управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования» под системой управления понимается «конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему управления», а также считаются «системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и (или) придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения». [5]
Система управления организацией представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка.
Каждая система управления имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи [приложение Б]. Кроме того, должны осуществляться другие внутренние и внешние связи.
1
- управляющие воздействия и
Таким образом, любая организация представляет собой совокупность двух подсистем управления: управляющей и управляемой.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику и т. д. В первую очередь это линейное управление: президент АО, директор предприятия, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные, или штабные организации: служба заводоуправления и цехов. В каждом хозяйственном звене управление решается по-разному, т. е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени определяется целями, задачами и функциями управления. [2]
Каждая организация, объединение, отрасль и народное хозяйство в целом управляется только определенным органом. Этот орган наделен полнотой прав и имущественной самостоятельностью, требуемых для управления. Для оперативного решения вопросов необходим минимум инстанций управления. При этом требуется четкое разграничение ответственности отдельных ступеней управления и их функций.
В свою очередь, управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющей производством и управляющей процессами дальнейшего совершенствования как производства, так самой управляющей под-системы.
В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы: планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия); маркетинг; учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Необходимость наличия этих элементов в системе основана на самой сущности управления и потребности выполнения соответствующих функций.
Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.
Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы. [7]
Состав элементов каждой из подсистем системы управления может быть разнообразным и во многом зависит от конкретного содержания системы организации. Наиболее универсальным представляется подход к определению состава элементов системы управления в зависимости от состава элементов производственной системы. При этом целесообразно принимать число элементов субъекта равным числу элементов объекта при их относительно возможном соответствии друг другу.
Элементы системы управления [11] можно характеризовать рядом следующих параметров и показателей.
• Функции управления - специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений. Их характеризуют: состав и количество функций, распределение функций, уровень выполнения функций, уровень специализации, кооперации, децентрализации и централизации выполнения функций; количество уровней управления; затраты на выполнение функций; дублирование функций; длительность выполнения функций и т.д.
• Кадры управления - работники всех уровней управления: численность АУП по подразделениям; удельный вес менеджеров и исполнителей; профессиональный и возрастной состав; квалификационный и образовательный уровень; текучесть управленческих кадров; заработная плата кадров управления; трудовая дисциплина; соответствие занимаемым должностям; оперативность принятия решений; уровень обеспеченности кадрами управления и др.
• Информация - совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации: виды, структура и объем информации; уровень информационного обеспечения; периодичность поступления информации; затраты на обработку информации; схема информационных потоков; схема документооборота и др.
• Технические средства управления - совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления: виды, количество, качество технических средств; стоимость и цена потребления технических средств; возрастной состав технических средств; обеспеченность техническими средствами; удельный вес прогрессивных технических средств; уровень организации рабочих мест; уровень автоматизации управленческих решений и т.д.
• Технология управления - совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов: состав и структура управленческих процессов, процедур и операций; ритмичность, качество и затраты на выполнение процессов; повторяемость и длительность процессов; длительность управленческого цикла и др.
• Методы организации управления - совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации: обеспеченность нормативными, методическими и другими документами; уровень мотивации труда; уровень творческой активности членов трудового коллектива; уровень организации делопроизводства; уровень контроля над выполнением решений и др.
• Организационная структура управления (ОСУ) – совокупность специализированных органов (подразделений, отделов, бюро, групп и т.п.) управления, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой для достижения целей и задач организации: состав и количество управленческих подразделений на иерархических уровнях управления; тип существующей структуры управления; соответствие коэффициента управляемости норме управляемости; уровень качества ОСУ; затраты на управление по подразделениям и др.
• Решение – конечный результат управленческой деятельности: состав, структура и качество решений; полнота, обоснованность и своевременность решений; уровень использования и регламентации решений; повторность и количество решений; затраты на принятие решений и их выполнение.
• Цели системы управления.
• Обратная связь - это механизм учета разницы между целью действия и его результатом.
2.2 Классификация исследований
Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.
Исследования любых объектов, включая систему управления, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (приложение В).
По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.
К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.
Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Для действующих систем это означает их совершенствование, а для вновь создаваемых — проектирование и внедрение. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).