Методы и формы управления конкуренцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель курсовой работы – показать важность конкуренции и исследовать методы и формы управления конкуренцией.
В соответствии с целью определяем задачи:
1.Раскрыть понятие конкуренции и определить ее основные виды.
2.Изучить механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия.
3.Исследовать систему, формы и методы управления конкуренцией.
4. Выявить основные направления совершенствования управления конкуренцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......... 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования конкуренции………...….5
Понятие и основные виды конкуренции…………………………………5
Механизм конкуренции и особенности конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………14
Глава 2. Основы управления конкуренцией…………………………………...20
2.1. Система, формы и методы управления конкуренцией…………………...20
2.2. Основные направления совершенствования управления конкуренцией…………………………………………………………………….31
Заключение ………………………………………………………………….......36
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Конкуренция.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Отметим и ряд  других особенностей.

  • в пределах рынка есть только одна фирма-продавец данного товара. Товар при этом не имеет даже близких заменителей;
  • монополист полностью контролирует цену своего товара;
  • данная ситуация - по существу - прямая противоположность чистой конкуренции.

При такой форме организации  рынка существует единственный продавец определенного товара. Предложению  предприятия, занимающего монопольное  положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция.

Отметим отличительные  черты данной конкуренции:

  • в пределах рынка действует достаточно большое количество продавцов и покупателей. Однако в отличие от чистой конкуренции, каждый из продавцов близок к тому, чтобы полностью контролировать цену своего продукта, так как последний по своим свойствам, хотя и близок к остальным товарам на данном рынке, но имеет ряд существенных отличий, делающих его отличным от товаров - конкурентов;
  • покупатель в этом случае не в состоянии найти источник товара-заменителя на данном рынке.

Название и модель данного типа рынка возникли после  выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлена.

Монопсония – ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.

Монополия, практикующая дискриминацию – практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.

Дискриминационная монополия сегментирует рынок и устанавливает для каждого из этих сегментов особую цену на один и тот же товар. В результате она изымает «ренту покупателя» заставляет платить каждого ту цену, которую он может.

Двусторонняя монополия – рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.

Дуополия – рыночная структура, в которой действуют  только две фирмы. Частный случай олигополии.

Дуополия позволяет господствовать на рынке по причине отказа от ценовой конкуренции.

Поскольку такое состояние  в целом приобретает идеализированный характер (оно временно и редко  имеет место на практике), то естественно, что цены все же имеют большое  значение для таких субъектов  рынка.      

Олигополия – ситуация на рынке, при которой небольшое  число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость  своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Особенности олигополии:

  • в пределах рынка действует всего несколько достаточно крупных продавцов, которые обеспечивают основную массу продаж (примерно 70-80 процентов) однородных товаров на данном рынке;
  • каждый из предприятий – олигополистов обслуживает большое количество покупателей;
  • любое изменение стратегии и тактики деятельности любой из фирм - олигополистов непосредственно отражается на деятельности остальных. Это обусловлено тем, что цены на товары, реализуемые олигополистами на данном рынке, в достаточной степени сложились, а сами товары являются однородными или близкими заменителями;
  • каждый олигополист стремится предугадать действия своего конкурента и опередить его. На практике цены на рынке в условиях олигополии имеют тенденцию к стабильности, так как слишком велика цена ошибок;
  • олигополисты в большинстве случаев тяготеют к заключению так называемых «картельных соглашений», т.е. неформальных договоров о разделе рынков сбыта, сфер влияния и ценовой политике. Важно знать, что в соответствии с законодательством многих стран такие действия обычно считаются противоправными.

В завершении поговорим о видах конкуренции. Существует шесть видов конкуренции:

  • функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  • продажа личного товара по цене конкурента
  • снижение цены потребления товара

Механизм и способы  конкуренции на рынке предполагают два основных пути, по которым может идти коммерческая деятельность.

Во-первых, можно просто подражать своему конкуренту, производя 

аналогичный товар и  продавая его по более низким ценам.

Во-вторых, можно попытаться добиться определенных преимуществ  перед конкурентами, используя качественные характеристики своего товара.

Ценовая конкуренция базируется на использовании цены в качестве основного инструмента рыночной политики в процессе конкуренции. Следует иметь в виду, что рыночная практика многих стран убедительно доказала неэффективность такого подхода к конкуренции. Эффект в этом случае, если и имеет место, то существует в течение весьма непродолжительного периода времени.

Неценовая конкуренция предполагает сосредоточение основного внимания на уникальных свойствах продукции или товара, причем во внимание принимаются не только потребительские свойства и качество самого продукта, но и комплекс услуг, предлагаемых продавцом покупателю в связи с реализацией товара. Основное искусство неценовой конкуренции состоит в том, чтобы в рамках данного рынка найти “неразработанный” участок или так называемую рыночную нишу.

Таким образом, конкуренция  представляет собой соперничество, состоящее между участниками  рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий  своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция  за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется  регулированию со стороны общества в лице государства.

 

 

1.2. Механизм  конкуренции и особенности конкурентоспособности  предприятия

Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями  менеджмента, маркетинга, права.

Научный интерес к  этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством - в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития.

Кроме того, она выступает  в роли стихийного регулятора общественного  производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Под конкуренцией понимается соперничество в какой-либо деятельности между отдельными юридическими и  физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

С точки зрения организации  такой целью является максимизация прибыли в результате легальных  действий по завоеванию предпочтений потребителей. В основе понятия «конкуренции»  лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Организация должна осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы.

На практике она может  быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями  и потребителями ее продукции.

С другой стороны - в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности.

Для понимания механизма  конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции

С точки зрения сферы  конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а, в конечном счете, побуждает повышать эффективность производства.

Межотраслевая конкуренция формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.

Для любого предприятия  в условиях становления рыночных отношений просто необходимо быть конкурентоспособным. Данное понятие в современном  обществе приобретает огромную актуальность и является важнейшим фактором выживания. Рассмотрим подробнее сущность и особенности конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности.

Понятие «конкурентоспособность»  в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями  товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.

Методологические основы конкурентоспособности как категории  заложили такие основоположники  экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции.

По мере развития экономической  науки, в трактовку данного понятия  периодически вносились изменения, дополнения и уточнения

Углубили понимание конкурентоспособности и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также работы Дж. Грейсона и К. О'Делла («Американский менеджмент на пороге ХХ века»).

В настоящее время  зарубежных работ по данной теме великое множество, но все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми авторами.

В современном мире конкурентоспособность  стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

Информация о работе Методы и формы управления конкуренцией