Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение процесса коллективного принятия управленческих решений и выработка рекомендаций. Задачи курсовой работы: Рассмотреть коллективное принятие решений;
Изучить достоинства и недостатки процесса коллективного принятия решений;
Выделить и описать методы коллективного принятия решени;
Исследовать процесс принятия решений в ООО «Технострой»;
Разработать на основе изученного материала рекомендации по управлению процессом принятия коллективого решения в ООО «Технострой».
Введение……………………………………………………………..…….…..3
Глава 1. Коллективное принятие решений……………………..….…….4
Понятие коллективного принятия решений………………..…..…..…….4
Преимущества и недостатки коллективного принятия решений……….7
Глава 2. Организация процесса разработки коллективных управленческих решений…………………………………………………..…9
2.1 Групповая задача как объект и источник принятия группового
Решения…………………………………………………………………..………9
2.2 Методы коллективного принятия решений………………………………11
Глава 3. Процесс принятия решений в ООО «Технострой»……….……17
3.1 Характеристика ООО «Технострой»………………………………………17
3.2 Выявление проблемы и процесс принятия решений в ООО
«Технострой»……………………………………………………………..……..20
3.3 Оценка системы принятия решений в компании и рекомендации
по её улучшению…………………………………………………………..……24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………..…………..30
- множественность решений (
- внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
- требования кооперации (степень
интеграции действий членов
- интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);
- популяционное знакомство (степень,
в которой члены группы уже
сталкивались с подобной
Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:
1. установление фактов (групповое интервью);
2. оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
3. поиск решений;
4. принятие решений[8.93].
После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит первая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.
Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.
Третья фаза представляет собой поиски решения. От группы требуется максимум воображения для порождения разнообразных решения рассматриваемой проблемы.
Принятие решения относительно варианта действий из предложенных решений данной проблемы составляет содержание четвертой фазы. При этом варианты решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы, одни из них она отбрасывает, другие - объединяет и затем приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников группы.
2. 2 Методы коллективного принятия решений
Коллективные методы (методы организации коллективного мышления) являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. К числу этих методов следует отнести следующие методы.
Это метод принятия решений, направленный на устное или письменное обсуждение проблемы в рамках группы, которая создается для решения какой-либо важной проблемы и выработки управленческого решения.
Главная идея метода: каждый работник, независимо от положения в организации иерархии может высказывать идеи без всякой боязни, смущения или критики со стороны других членов группы. Это позволяет формировать большое поле возможных вариантов решения проблемы.
Цель метода: выработка большого количества творческих и новаторских идей, с помощью которых можно было бы решить поставленную задачу. Для этого формируется группа, составленная из компетентных специалистов и руководителей, как правило, не более 5 человек, которые в течении короткого времени высказывают возможные идеи относительно решения поставленной задачи, и только после этого обсуждается[11.62].
Планирование сценариев для организации состоит из ряда шагов:
1) четкое и ясное определение предмета, в отношении которого строятся сценарии;
2) определение проблем области, сбор информации. На этом этапе участники должны рассматривать максимально широкий спектр далеко идущих взглядов на будущее, чтобы построить основу для творческого мышления;
3) определение и анализ сил и факторов, оказывающих влияние на внешнее окружение.
4) вслед за этим начинается обдумывание последовательности правдоподобных расходов в будущем, которые должны быть структурированы и взаимосвязаны;
5) в результате обдумывания получается логическая взаимосвязанность, последовательность сценариев развития событий во временном окружении; 6) на основе глобальных сценариев строятся отраслевые или корпоративные сценарии – основа для разработки корпоративной стратегии, выражающей совокупность решений относительно будущего организации и способов его достижения[11.81].
Итеративная процедура при проведении мозгового штурма, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышения объективности результатов. Однако одновременно – « Делфи» процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева целей» и разработке «сценариев».
Основные средства для повышения объективности при применении «Делфи» - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующих туров опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В упрощенном виде метод «Делфи» реализуется как последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет - опросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающие ознакомление их с мнением друг друга между турами.
Для снижения внушения и приспособления к мнению большинства, иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а наоборот, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваиваются весовые коэфиценты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщающих результатов оценок[15.352].
Термин «Дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученная путем разделения общей цели на подцели, а их в свою очередь на более детальные составляющие. Термин «Дерево» используется для иерархичной структуры, имеющие отношения строго древовидного характера, но сам метод иногда применяется в случаях «слабых» иерархий. При использовании метода «Дерева целей» в качестве средства принятия решений часто вводится термин «дерево решений».
При применении «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». Метод «дерево целей» ориентирован на получение полной, относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при необходимых изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.
Для достижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархичной структуры целей и функций[11.87].
Основная идея подхода: систематически находить наибольшее число, а в пределе – все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы, путем комбинирования основных структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.
Отправные точки морфологического исследования:
1) Равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования. 2) Ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследования области.
3) Максимально точная формулировка поставленной проблемы[11.107].
Этот метод позволяет совместить множество разных идей менеджеров и плановиков выработать общий и целостный подход. В ходе имитации эту роль выполняет команда конкурентов и команда рыночников. Обсуждения внутри команды высших менеджеров в течении игры позволяют обдумать и свести воедино множество мнений о перспективах, целях и задачах развития, проиграть план реализации стратегии без ущерба для компании.
Имитация конкурентного окружения дает возможность оценить и проанализировать возможные структурные изменения в отрасли, подчас в фактическом виде, т.к для участников не существует никакого риска[11.124].
В компании
«Hewlett Packerd» - разработан и применяется
метод творческих групп, который является
комбинацией методов мозгового штурма,
номинальных грум и « военной игры». Его
сущность заключается в создании особых
условий для развития творческого мышления
с целью решения любых управленческих,
инновационных, производственно-
Процесс работы творческих групп состоит из следующих этапов: 1)формирование группы;
2)определение миссии проекта;
3) воображение будущего;
4)определение качественных прорывов и решающих факторов успеха; 5)творческая фаза;
6) определение основных
процессов и возложение
Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен знакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их.
Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучшего варианта.
При проведении всех вышеперечисленных
методов следует соблюдать
1. Воздерживаться от преждевременных суждений, исключить преждевременную критику какой-либо идеи.
2. Быть раскованными, не бояться высказывать свои мысли и идеи.
3. Стараться увеличить количество идей.
4. Комбинировать и
Коллективные решения принимаются в том случае, когда поднимаются значимые, затрагивающие весь персонал, проблемы и вопросы. Коллективные методы решений принимаются в тех компаниях, где очень высока ответственность за принимаемые решения, например большие многоуровневые компании. Также такие методы принимаются в сферах, где нужно разнообразие идей для принятия решений, например различные рекламные компании, компании сотовых связей и другие.
Можно рассмотреть коллективные методы решений с помощью строительной компании ООО «Технострой».
3.1 Характеристика ООО «Технострой»
Основными целями деятельности компании являются:
На своем рынке компания имеет множество как прямых, так и косвенных конкурентов, но данная компания имеет некоторые преимущества над конкурентами, основными из которых являются:
Информация о работе Методы коллективного приянятия управленческих решений