Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:41, реферат
Методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Важной задачей методов управления является обеспечение высокой эффективности работы организации, слаженности, максимальной активности каждого члена коллектива.
1. Введение 3
2. Общенаучные методы 5
3. Конкретные (специфические) методы 8
3.1 Методы управления функциональными подсистемами 8
3.1.1 Основные понятия системы управления персоналом 9
3.1.2 Классификация и роль и роль методов управления персоналом 10
3.2 Методы выполнения функций менеджмента 15
3.3 Методы принятия управленческих решений 16
4. Заключение 19
Список использованной литературы
Методы
социологических исследований широко
используются в решении проблем, связанных
с персоналом, их ролью в возникновении
отклонений от запланированных целей,
в выборе направлений действий и заинтересованностью
в выполнении намеченного плана мероприятий.
Общенаучная методология составляет фундамент,
на котором строится сложное здание арсенала
методов управления. Подходы, способы,
приемы, с помощью, которых осуществляются
различные виды управленческих работ,
носят название конкретных или специфических
методов. Они характеризуются большим
разнообразием, отражая множественность,
различную сложность и состав управленческих
задач, решаемых менеджментом.
Конкретные (специфические) методы
Методы
управления функциональными подсистемами
организации
Данное направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, финансы, производство, персонал и др., отражает их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения.
Например, в подсистеме «Маркетинг» это методы:
диагностики положения организации на рынке товаров;
анализа возможностей организации на потенциальных рынках;
выявления потребностей в новых видах продукции и новых рынках сбыта;
разработки маркетинговой концепции и т. д.
Управление подсистемой «Производство» требует применения большого количества самых разнообразных методов. В их числе методы:
анализа надежности;
контроля качества;
факторного анализа;
функционального анализа;
контроля использования труда, материалов, оборудования;
изучения операций;
программирования, планирования и контроля производства;
учета расходов и др.
Рассмотрим более подробно методы управления подсистемами «запасы» и «персонал».
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управление
персонала занимает ведущее место в системе
управления предприятием. Методологически
эта сфера управления обладает специфическим
понятийным аппаратом, имеет отличительные
характеристики и показатели деятельности,
специальные процедуры и методы.
Основные
понятия системы управления персоналом
Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управление персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.
Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную стратегию своего развития. В зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия - программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель управления.
Традиционно стратегия рассматривалась как многоаспектный процесс, имеющий отношение главным образом к внешней сфере деятельности. Начиная с конца 80-х годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая управленческую философию современной фирмы, основывается на признании равнозначности внешних и внутренних факторов.
Сегодня
общепризнано, что ее реализация в значительной
степени зависит от кадровой составляющей.
Оптимальная кадровая политика с точки
зрения перспективных задач компании,
подбор персонала и его мотивация создают
условия для принятия решений, удовлетворяющих
и руководство предприятия, и его работников.
Причем если тактические шаги могут (и
даже довольно часто) приводить к столкновению
интересов руководства и рядового состава
(выплаты дивидендов, решение социальных
вопросов), то стратегические планы, наоборот,
их объединяют.
Классификация
и роль методов управления персоналом
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известны в истории, как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны, как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны, как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и предоставлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование в организациях предусматривает большее количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расходов материалов); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают.
Организационно-
К актам организационно-методического инструктирования относят:
должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
методические указания, описывающие выполнение комплекса работ;
методические инструкции, которые определяют порядок методы и формы работы для решения отдельных задач;
рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Акты организационного регламентирования, нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативным. Они издаются руководителем организации, а в случаях предусмотренных действующим законодательством, - совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц, и работников, которым они адресованы.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение и применение действующего законодательства и других нормативных актов, а также для придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем предприятия. Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это устное или письменное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с решением задачи или задания.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованны.
С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнение приказов, распоряжений и указаний.
Экономические методы управления - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации.
Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.