Нефтяная компания "Роснефть".
Это государственная компания. Она
помогает социальной сфере регионов,
в которых есть ее дочерние
компании. На Сахалине "Роснефть"
вкладывает деньги в ликвидацию
последствий землетрясения в
Нефтегорске. Перечислены средства
домам ребенка при женских
колониях в Краснодарском и
Хабаровском краях. В Приморье
перечисляются деньги Екатерининскому
дому-интернату. Финансируется строительство
больницы в городе Губкинский
Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме
того, "Роснефть" систематически
помогает солдатам, пострадавшим в ходе
военных действий в Чечне. Весома и поддержка
спорта.
Компания поддерживает
и российскую культуру. Упор делается
на сохранение культурно-исторических
ценностей. Руководством компании
рассматриваются литературно-издательские
проекты. Еще одно направление
- экология (немалые деньги инвестируются
в научные исследования). "Вимм-Биллъ-Данн".
Крупнейший российский производитель
молочной продукции является попечителем
Благотворительного фонда именных стипендий
Мстислава Ростроповича. Вместе с международным
благотворительным фондом "Надежда
по всему миру" банк помогает детям-сиротам,
детям с ограниченными умственными и физическими
возможностями. Банк помогает также театрам
"Современник" и "Табакерка",
следственным изоляторам, монастырям,
исправительным учреждениям, а также семьям
погибших сотрудников милиции, домам престарелых,
инвалидам.
Основная причина того,
что бизнес во всем мире
активно включается в социально-значимую
филантропическую деятельность, - выгода.
Корпоративная филантропия, которая
настаивает на эффективном решении
объективных проблем общества
независимо отличных пристрастий,
не только позволяет экономить
деньги, но и приносит прибыль.
В России же благотворительность
бизнес-структур до сих пор считается
актом милосердия. Сама идея "выгодной",
т.е. эффективной благотворительности,
судя по всему, чужда душе российского
предпринимательства. Это подтверждается
рядом исследований.
Так, в 1999-2000 гг. было
предпринято исследование особенностей
социальной ответственности отечественного
предпринимательства в ряде регионов
России. На примере одной довольно типичной
области, соседствующей с Московской,
можно сделать следующие выводы, что среди
объектов благотворительности на первом
месте стоят государственные и муниципальные
учреждения (44%); 30% благополучателей - это
некоммерческие организации; 17% - частные
лица. Еще в 1995-1996 гг. пропорция между некоммерческими
организациями и "индивидуалами"
была прямо противоположной. Среди негосударственных
организаций лидируют Церковь и религиозные
организации.
- Согласно другому исследованию,
проведенному в том же регионе,
первые три места наиболее
важных проблем территории определили
безработица, преступность и коррупция.
Несмотря на это, мотивация благотворительной
деятельности остается традиционной для
61% опрошенных - это морально-этические
причины. 18% помогают просителям, с которыми
знакомы лично, и лишь 16% используют благотворительность
в рекламных целях. Возможности благотворительности
как средства продвижения своего товара
или услуги не назвал никто.
К сожалению, "местная"
благотворительность российского
бизнеса как составляющая часть
его корпоративной культуры пока
еще остается:
- личным делом, не связанным с реальными потребностями местных сообществ;
- "реактивной", отвечающей на просьбы власти, отдельных граждан или (реже) благотворительных организаций;
- выжидательной (пусть сначала снизят налоги) и несамокритичной (виновато государство);
- бессистемной (нет благотворительной политики, т.е. понимания, кому, где, как и в каких размерах следует помогать);
- никак не связанной с бизнес-целями (маркетинг, PR, человеческие ресурсы);
- "тихой", не рассчитанной на публичное признание.
- Руководителям, которые заинтересованы в развитии благотворительности как неотъемлемой части корпоративной культуры, будет полезно:
- при выборе темы благотворительности учесть, кроме личных симпатий, ожидания хотя бы одной целевой группы (акционеров, клиентов, местного сообщества, партнеров, органов власти и т.п.);
- предварительно оценить эффективность социально-ориентированной деятельности с точки зрения достижения осязаемого результата и решения проблемы, а не устранения ее последствий;
- поддерживать конкретные проекты, а не деятельность организаций. Проекты должны быть просчитаны, ожидаемый результат - конкретным и достижимым;
- сопоставлять размеры. Крупному банку более уместно поддержать крупный национальный проект в партнерстве с известной организацией;
- объединяться с партнерами (существующими и потенциальными), привлекать своих клиентов к социально-ориентированным программам. Концентрация ресурсов (в том числе материальных) на одной конкретной проблеме повышает шансы эффективно ее решить. Это и есть признак стратегического подхода;
- не пытаться с помощью благотворительности отмыться от грехов. Если вы недоплачиваете сотрудникам, нечестны с партнерами и конкурентами, никакая "продвинутая филантропия" вам не поможет. Люди всегда увидят реальную степень искренности помощи окружающим.
Список литературы:
- Теория управления: Учебник / Под общ ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М., 2004.
- Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник 4-е изд, перераб. и доп. - М., 2006.
- Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. - М., 2006.
- Янсен Ф. Эпоха инноваций: Пер с англ. - М., 2002.
- Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер с англ. - М., 2002.
- Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. - М., 1989.
- Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада. – М., 2001.
- Управление организацией : Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Гастев А. К. Как надо работать. – Пермь. 1999.
- Друкер П. Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. - М., 2004.
- Керженцев П. М. Принципы организации. - М., 1999