Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности, поэтому данная тема является актуальной. Благодаря процессу принятия решений осуществляется координация деятельности компании. Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ПОНЯТИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

6
1.1 Понятие и сущность управленческого решения
6
1.2 Принятие управленческого решения
11
2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

16
2.1 Методы управленческих решений на основе математического моделирования

16
2.2 Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления

21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.

Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.

Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.

По функциональному признаку (содержанию) решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные.

Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.

Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.

Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.

Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

Учитывая, что любое управленческое решение строится на предварительном прогнозировании, различаются решения по периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные.

Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. В торговле, например, достижение показателя повышения производительности труда, качества обслуживания и др.

Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).

    1. Принятие управленческого решения

 

Содержание процесса принятия решения зависит, прежде всего, от сложности возникшей проблемной ситуации. К примеру, не вызовет проблемы, если внезапно заболел сотрудник, которому имеется равноценная замена, но сложной проблема окажется, если на рынке гостиничных услуг изменилась маркетинговая ситуация. В любом случае в процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: Что делать? Как делать? Кому поручить работу? Каковы сроки ее исполнения? Для кого делать? Где делать? Что это даст?

 Вопросы о том, сколько  и какие стадии должен пройти  процесс принятия решений, каково  конкретное содержание каждой  из них, спорные, и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и с учетом ситуации, а также собственного стиля управления умел выбрать лучший вариант.

 При принятии любого, даже самого простого, решения  требуются соответствующие затраты (материальные, социальные и др.). Поэтому менеджер должен, прежде  всего, определиться: нужно ли принимать  решение или можно обойтись советом, пожеланием и т.д.

 Классический же подход  к принятию управленческого решения  состоит в соблюдении определенной  процедуры и выполнении обязательных действий:

1. определение проблемы;

2. выявление ограничений  и определение альтернатив;

3. принятие решения;

4. реализация решения;

5. контроль за исполнением4.

 Определение проблемы. У истоков любого решения находится  проблемная ситуация, требующая  своего разрешения. Задача менеджера  на этом этапе состоит в  анализе проблемной ситуации, то  есть в определении симптома "болезни", изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев  решения. Таким образом, процесс  определения проблемы состоит  в ее обнаружении и оценке.

 Обнаружение проблемы - осознание того, что возникло  отклонение от первоначально  установленных планов. Менеджер  может узнать о существовании  проблемы из личного обзора  и анализа информации, общественного  мнения, мнения других менеджеров и подчиненных.

 Оценка проблемы - установление  ее масштабов и природы. Определение  масштаба проблемы не есть  нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке  средств для ее решения и степени ее серьезности.

 Выявление ограничений  и определение альтернатив. Причиной  возникновения проблемы могут  быть находящиеся вне организации  силы (внешняя среда), которые менеджер  не может изменить. Ограничения  такого рода сужают возможности  принятия оптимальных решений, поэтому  необходимо определить их источник  и суть и наметить возможные  действия, устраняющие причины этой  проблемы. Поиску альтернатив должен  предшествовать этап определения  критериев успешного решения, это  исключит в будущем ошибки в принятых решениях.

 Принятие решения. На  этой стадии разрабатываются  варианты решения, дается их оценка  и отбирается альтернатива с  наиболее благоприятными общими  последствиями. Речь идет о сравнении  достоинств и недостатков каждого  варианта решения. Менеджер должен  ответить на вопросы: Какова эффективность (экономическая и социальная) решения? Имеется ли внутреннее согласие  подчиненного выполнить данное решение? Каковы последствия?

 Реализация решения. Процесс  не заканчивается выбором варианта  решения, потому как для достижения  конечных целей принятое решение  должно быть реализовано. На стадии  реализации принимаются меры  по конкретизации решения и  доведению его до исполнителей. Необходимо разработать план  реализации управленческого решения, в котором предусмотреть, кто, когда, где и какими средствами должен решить проблему.

 Контроль за исполнением решения. Даже после того, как решение введено в действие, процесс его принятия не может считаться полностью завершенным, так как нужно получить информацию о том, по плану ли происходит реализация принятого управленческого решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.

Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.

Первый уровень — рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руководитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.

Второй уровень — селективный. Этот уровень уже требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий. Ключевыми навыками этого уровня являются: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации.

Третий уровень — адаптационный. Менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руководителем — некий набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Только личная инициатива и способность совершить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера.

Ключевые навыки адаптационного уровня: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

Четвертый уровень, самый сложный, — инновационный. На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения которой требуются новые представления и методы. Руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для своего решения создания новой отрасли науки или технологии. Ключевыми навыками инновационного уровня являются: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие5.

 

 

 

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

- декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

- диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

 

    1. Методы управленческих решений на основе математического моделирования

 

Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования — Экспертные методы принятия управленческих решений. Эксперт — это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.

Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; принятие коллективных решений и т.д.

Специалисты выделяют следующие основные этапы экспертизы:

- формулировка цели экспертизы;

- построение объектов оценивания или их характеристик (этого этапа может и не быть, но это означает, что он уже просто выполнен);

- формирование экспертной  группы;

- определение способа экспертного оценивания и способа выражения экспертами своих оценок;

- проведение экспертизы;

- обработка и анализ, ее результатов;

- повторные туры экспертизы, если есть необходимость уточнения или сближения мнения экспертов;

- формирование вариантов рекомендаций6.

При проведении экспертиз используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Дадим краткую характеристику каждому виду экспертных оценок.

Количественное выражение предпочтения (оценка) — сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой.

Используются следующие шкалы: отношений (например, при сравнении соотношения марок автомобилей с ценой); интервалов (например, признак «дата выпуска» или температура по разным температурным шкалам); разностей (например, летоисчисление); абсолютная (например, количество студентов в аудитории). Количественные оценки соответствуют, как правило, объективным измерениям объективных показателей.

Балльные оценки характеризуют субъективные мнения. Примером могут служить школьные оценки. Значения балльной шкалы — ограниченный ряд равноудаленных друг от друга чисел. Балльные оценки бывают двух видов. Оценки первого вида производятся по объективному критерию, по общепринятому эталону. К ним относятся оценивание в спортивном судействе или правила присвоения рабочих разрядов — это оценки по балльной шкале. Балльные оценки второго вида — оценки, производимые в случаях, если общепринятые критерии оценок отсутствуют. В таком случае говорят о порядковой (или ранговой) шкале. Оценки, произведенные по ранговой шкале, сравнивают только по отношению «больше — меньше». Ранговой шкалой пользуются в кулинарии, когда сравнивают вкус разных блюд.

Ранжирование — упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов (например, определение призеров конкурса, определение лучших, надежных банков).

Попарное сравнение — указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов. Иногда допускается объявление oбоиx объектов равноценными или несравнимыми.

Вербально-числовые шкалы используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации.

Информация о работе Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления