Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:43, реферат
Система кадрового менеджмента, или управление персоналом, характеризует вид управленческой деятельности, главным объектом которой является человек в составе определенной социальной группы. На смену жесткому алгоритму иерархического подчинения в современной организации приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении. Современная концепция управления персоналом основана как на принципах и методах административного управления, так и на теории человеческих отношений, принципах мотивации и всестороннего развития личности.
1.Введение………………………………………………………………….3
2.Функции и принципы управления……………………………………..4
3.Методы управления………………………………………………………5
3.1.Организационно-административные методы ..…………..........5
3.2.Экономические методы……………………………………........6
3.2.1.Мотивации труда в рыночной экономике………..........7
3.3.Социально-психологические методы…………………………..8
3.4.Самоуправление………………………………………………………..9
4.Заключение……………………………………………………………...10
5.Литература………………………………………………………………
Мотивация труда относится
к числу проблем, решению которых
в мировой практике всегда уделялось
большое внимание. Отечественные
теория и практика мотивации труда,
как правило, сводятся к оплате труда,
основанной на фиксированных тарифных
ставках и должностных окладах,
и малоэффективны. Поэтому при
формировании систем мотивации труда
на предприятиях, особенно крупных, необходимо
использование уже накопленного
мировой практикой опыта.
Из
всего разнообразия моделей систем мотивации
труда в рыночной экономике большинства
промышленно развитых стран можно выделить
как наиболее характерные японскую, американскую,
французскую, немецкую модели.
Японская модель характеризуется опережением роста производительности труда по отношению к росту уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы. С целью поощрения предпринимательской активности государством не принимается серьезных мер по контролю за имущественным расслоением общества. Существование такой модели возможно только при высоком развитии у всех членов общества национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Традиционно японская модель строится с учетом трех факторов: профессионального мастерства, возраста и стажа работы. Большинство японских компаний в политике материального стимулирования используют синтезированные системы, сочетающие элементы традиционной (возрастной и новой) трудовой тарификации работников. Использование трудовой ставки исключает возможность автоматического роста заработной платы вне связи с повышением квалификации и трудовым вкладом работника, усиливая тем самым мотивацию к труду, которая в данном случае прямо зависит от результатов работы.
Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха каждого, а также высоком уровне экономического благосостояния. В основе системы мотивации труда в США находится оплата труда. Наибольшее распространение получили различные модификации повременной системы оплаты труда с нормированными заданиями, дополненные всевозможными формами премирования. При этом заметно улучшаются внутрипроизводственные отношения, повышается качество работы.
Французская модель характеризуется большим разнообразием экономических инструментов, включая стратегическое планирование и стимулирование конкуренции, гибкой системой налогообложения. Во французской модели представляет интерес методика оценки труда (которая, как правило, носит многофакторный характер) и используемые критерии. Содержание этой методики в общем виде сводится к следующему. На предприятиях применяется балльная оценка эффективности труда работника (от 0 до 120 баллов) по шести показателям: профессиональные знания, производительность труда, качество работы, соблюдение правил техники безопасности, этика производства, инициативность. Персонал предприятия при этом делится на 5 категорий.
Немецкая модель исходит из того, что в ее центре находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Свобода в экономическом смысле означает понимание интересов общества и нахождение своего места в системе производство — потребление. Социальная справедливость и солидарность — непременные предпосылки общественного консенсуса. Западные исследователи пришли к выводу, что гармоничная комбинация из стимулирования труда и социальных гарантий представляет собой одну из самых оптимальных моделей, когда-либо известных в истории экономических теорий. Эта модель обеспечивает в равной степени как экономическое благосостояние, так и социальные гарантии.
Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы. Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе.
Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Основное средство воздействия
на коллектив - убеждение. Убеждая, руководитель
должен максимально полно учитывать
природу человеческого
Самоуправление
Процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект, т.е. коллектив сам решает вопросы комплектования бригады, распределения трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде коллективности, ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, т.е. осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу».
Характер самоуправления
в рыночных структурах, независимо
от его проявления, объективно способствует
развитию и совершенствованию
Заключение
Анализ и обобщение
отечественного и зарубежного
опыта в различных отраслях экономики
показывает, что действие целого ряда
факторов, характерных для последних
лет (усложнение внешней организационной
среды, ужесточение конкуренции
и т.д.) потребовало от современных
организаций поиска скрытых резервов
и новых способов повышения работоспособности
персонала. При этом из всех организационных
ресурсов именно «человеческий потенциал»
оказался «стратегическим
Литература:
1.Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
2.Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.
3.http://www.hrliga.com
4.Грудачева С. Аптечные сети: итоги 2002 г. // Фармацевтический вестник. 2003. № 7.
5. Маслов Е.В. Управление персоналом
предприятия: Учебн. пособие. М.: Инфра¬М,
1998. 312 с.
6. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление
персоналом организации. М.: “Экзамен”,
2003. 368 с.
7. Валь Е.В. Оплата, мотивы и стимулы труда
на фармацевтическом предприятии // Экономический
вестник фармации. 2001. № 8. С. 76–82.
8. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление
мотивацией персонала. М.: ИКЦ МарТ, 2003.
С. 224.
9. Лозовая Г.Ф., Лопатин П.В., Глембоцкая
Г.Т. Менеджмент фармацевтической организации.
М.: МЦФЭР, 2000. С. 192
10.Журавлев П.В., Кулапов М.Н.,
Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении
М., 2007.
11.Кнорринг В.И. Искусство управления М.,
2006.
12.Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М,
2006.
13.Кравченко А.И. История менеджмента М.,
2008.
14.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент.
М., 2007.
15.Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.
16.Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 2006.
17.Филонович С.Р. Основы менеджмента. М.,
2005.
18.Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.
19.Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент:
Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.