Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:38, реферат
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Исследование системы методов при изучении новых управленческих проблем позволяет расширить и углубить знания об управлении, что в свою очередь, способствует развитию теории менеджмента, поднимая ее на новый уровень. Все это объясняет постоянное внимание исследователей и практиков к проблеме совершенствования методов управления, актуальность решения которой в настоящее время все более усиливается.
– превышение власти и полномочий (мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление, преследование за критику);
– самоуправство (злоупотребление служебным положением, халатность, получение или дача взятки, должностной подлог);
– нарушения законов о труде (увольнение беременной женщины или кормящей матери, похищение или подделка документов).
ОРМУ занимают особое место среди
других способов управленческого воздействия.
Их отличает прямой характер воздействия
на персонал, при котором предполагается
беспрекословное выполнение приказов,
распоряжений и указаний руководителя
в рамках закона. ОРМУ определяют возможности
использования экономических и
социально-психологических
Организационно-
1.2.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ (ЭМУ)
ЭМУоснованы на использовании экономического механизма управления. В основе человеческой деятельности лежат личные интересы каждого члена общества. Объединяясь в организацию, каждый человек добровольно или принудительно ограничивает свои интересы, либо согласует их с интересами других людей с целью удовлетворения своих потребностей. Одним из главных интересов человека является получение материальных благ. Отсюда следует, что в основе любого управления лежит манипуляция экономическими интересами работников.
К ЭМУ относятся экономические
воздействия на работу подразделений
предприятия и отдельных
Система вознаграждений, которые используются в организации, складывается из трех элементов: основная оплата труда (базовая заработная плата), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы) и дополнительные льготы (бенефиты). На подавляющем большинстве российских предприятий система материального стимулирования неотделима от системы начисления фонда оплаты труда.
Заработная плата – это вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей. Дифференциация размеров оплаты труда осуществляется в зависимости от сложности, содержания и результатов труда работников. При оплате труда работников могут применяться тарифные ставки, оклады либо бестарифная система. Основными формами оплаты труда являются сдельная и повременная.
При повременной форме в качестве меры труда используется рабочее время, а заработок работнику начисляется в соответствии с тарифной ставкой или окладом и фактически отработанным временем. Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную.
При сдельной форме мерой труда является объем выработанной продукции (выполненных работ). Заработок начисляется исходя из установленной сдельной расценки за единицу продукции (работ). К разновидностям сдельной формы оплаты труда относятся: прямая сдельная, косвенно-сдельная, сдельно-прогрессивная, аккордная система оплаты и сдельно-премиальная системы. В последние годы в отечественной практике малого предпринимательства область применения сдельных систем оплаты труда является доминирующей. В мировой практике в настоящее время широко используется повременно-премиальная система оплаты с нормированным заданием. Она сочетает в себе достоинства сдельной и повременной оплаты, способствует росту эффективности труда работника и может использоваться как для индивидуальной, так и бригадной оплаты труда.
Отсутствие равновесия между фактической
работой и оплатой, слабое стимулирующее
воздействие на уровень производительности,
отсутствие связи результатов работы
коллектива с размером оплаты каждого
отдельного работника дало толчок к
поиску новых, более эффективных
методов стимулирования труда. Сегодня
наблюдается тенденция перехода
от индивидуальных к коллективным формам
оплаты труда, переходу к бригадным
формам организации труда, использованию
в системе стимулирования показателей,
характеризующих
Бонусы или побудительные
- фиксированный или плавающий
процент от объема личных
- фиксированная денежная сумма за каждую проданную единицу;
- фиксированный процент от
- фиксированный процент от
Переменная часть денежного вознаграждения может определяться в процентах к базовой зарплате и изменяться в зависимости от эффективности деятельности организации. Соотношения постоянной и переменной частей денежного вознаграждения может быть разным и определяться зависимостью получаемого результата от трудовых усилий самого работника. В целом, «компенсационный пакет» представляет собой систему материального стимулирования плюс дополнительные льготы (организационные мероприятия) и дополнительные поощрения работников. Часть социальных льгот предоставляется в законодательном порядке и обязательны для всех предприятий (оплаченные отпуска, оплата временной нетрудоспособности, льготы молодым сотрудникам и женщинам). К другим видам льгот относятся ссуды с пониженной процентной ставкой для сотрудников, компенсация транспортных расходов, питания, связи, предоставление оплаченных юридических услуг, оплата обучения детей сотрудников в высших и средних учебных заведениях, программы физического оздоровления. Такие льготы предприятие предоставляет на основе добровольно взятых на себя обязательств и преследует при этом различные цели: косвенное и прямое стимулирование производительного труда, создание благоприятного имиджа компании, привлечение квалифицированных сотрудников.
Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что все работники одного уровня имеют одинаковые льготы. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.п. Поэтому некоторые организации за рубежом применяют «систему вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает. Хотя такая система выбора вознаграждения имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых недостатков. Общая стоимость льгот при этом повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные накладные расходы. Другая проблема заключается в необходимости просвещения работников в вопросах наличного выбора льгот и потенциального значения этих льгот для них в будущем.
Экономические методы воздействия имеют определенные ограничения по применению, вытекающие из объективных условий и чувствительности человека, как объекта управляющего воздействия. Ограничение экономических методов касается оперативности воздействия, то есть они не могут быть непосредственно использованы для решения оперативных задач, хотя в этом случае они присутствуют в виде «второго эшелона» воздействий, оговоренных, например, в «Положении о премировании». Таким образом, невыполнение административных воздействий, в конечном итоге, приведет к ухудшению материального положения работников. С другой стороны источником экономического стимулирования может быть только вновь созданная стоимость на предприятии.
1.3.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ (СПМУ)
СПМУпредставляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов.
Социальные методы управления – это управление социальными процессами на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о трудовых коллективах. Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профессиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травматизм, степень удовлетворенности работой и др. Для этого применяются различные методы сбора социальной информации, которые в целом дают возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К ним относятся интервьюирование, анкетирование, анализ документов, составление структурных карт, наблюдения и самонаблюдения, социальный эксперимент.
Методы социального
Методы социального
Методы морального стимулирования предусматривают награждение грамотами, присвоение почетных званий, вынесение благодарностей, занесение на Доску почета за достижение высоких трудовых показателей. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным. Проведенные исследования показывают, что «моральные поощрения» в 85% случаев сводятся к личной похвале и в 10% случаев – к похвале перед лицом коллег (грамота, благодарность и проч.).
Психологические методы представляют собой способы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе положительного морально-психологического климата. Деятельность человека основывается на мысленном восприятии окружающего мира, в результате которого создаются определенные эмоции (положительные и отрицательные) как продукт функционирования головного мозга. Положительная реакция психики человека в условиях производственной среды оказывает непосредственное воздействие, с одной стороны, на его личные результаты, а с другой – на результаты деятельности всего коллектива. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем формирования малых групп, гуманизации труда, мотивации, профессионального отбора и обучения работников.
При формировании малых групп необходимо
проводить специальные
Методы гуманизации труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и др. Руководитель обязан разбираться в факторах, под воздействием которых складываются отношения работника к труду: традиции, профессиональная гордость, перспектива роста, привлекательность труда и т.п. Одни и те же условия труда оказывают различное влияние на работников, поэтому важно видоизменять их, вызывать внутреннюю заинтересованность в трудовой деятельности. Руководитель должен также постоянно заниматься профессиональным отбором и обучением кадров, уделять большое внимание соответствию психологических качеств предстоящей работе.