Методы управления в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Основной целью данной работы является изучение методы управления и их мотивационную направленность.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить понятие «метод управления»;
2. рассмотреть общую характеристику методов управления;
3. исследовать сущность и классификацию методов управления;

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Сущность и классификация методов управления. 3
1.1 Общая характеристика методов управления. 3
1.2 Понятие и классификация методов управления. 6
1.3 Мотивационная направленность методов управления. 20
Глава 2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях. 24
2.1 Содержание административных методов управления. 24
2.2 Содержание экономических методов управления. 25
2.3 Содержание социально-психологических методов управления. 29
Глава 3. Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации. 32
3.1 Применение административных методов управления. 32
3.2 Применение экономических методов управления. 35
3.3 Применение социально-психологических методов управления. 39
Заключение. 41
Список литературы. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях..docx

— 78.43 Кб (Скачать файл)

* факторы прямого воздействия  - непосредственно влияют на эффективность  управленческого труда. К числу  таких факторов относят организацию  личной работы менеджеров, их  квалификацию, правильность подбора  и расстановки кадров в аппарате  управления;

* факторы косвенного воздействия  - оказывают опосредованное влияние  на работу организации. Это  психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных  и неформальных групп и т.д.

В практике управления часто приходится решать задачи, связанные с изменением условий функционирования объекта. Подчас изменения системы управления в ходе различных экспериментов  достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются  немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функционирования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно  находится в развитии во времени  и пространстве. В результате все  сложнее становится без специальных  методов, опираясь лишь на простые расчеты  и тем более на интуицию, прогнозировать поведение объекта управления при  переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.

Разрешение возникающих в связи  с этим проблем в значительной мере облегчается благодаря экономическому моделированию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, легко использовать их для научно обоснованного управления объектом анализа, прогнозирования, распределения ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективностью работы и реализации иных функций управления.

Административные и экономические  методы управления имеют наряду с  характерными отличиями и много  общего. В практике управления они  дополняют друг друга. Важно подчеркнуть, что административные решения — это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности.

Эффективное повседневное применение в управлении предприятием экономических  методов предполагает наличие объективных  предпосылок и умений пользоваться такими инструментами рыночной экономики, как цены и налоги, кредиты и  банковские ставки, котировки ценных бумаг.

Слово "метод" греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

По сути способы осуществления  управленческой деятельности, применяемые  для постановки и достижения целей  организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению  к трудовым коллективам в целом  и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого  воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента  как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов  менеджмента и разные подходы  к их классификации усложняют  задачу выбора тех из них, которые  будут более эффективны при решении  конкретных управленческих задач. Тенденция  к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации  по определенным критериям.

1.3 Мотивационная направленность методов управления.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Стратегическое управление фирмой требует огромных интеллектуальных и финансовых усилий руководства  для оценки состояния среды и  выработки методов управления для  достижения корпоративных целей. Эффективность  вложения этих инвестиций во многом будет  определяться тем, насколько персонал заинтересован ч решении поставленных перед ним задач, особенно если это  решение требует от него дополнительных усилий. Выработка и активизация (мотивация) определенного производственного  поведения персонала - одна из важнейших  задач, стоящих перед менеджментом.

Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, имеющей  определенную целевую направленность.

Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем  виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный  характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.

Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и  именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму  проявления, переходя на другой уровень  иерархии потребностей. Потребности  являются основным источником активности человека, как в практической, так  и познавательной деятельности.

Осознанная и сформулированная человеком потребность далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого необходимы определенные условия:

  • наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для
  • ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий и
  • развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

Исходя из вышесказанного следует вывод. Мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие  на поведение человека.

Мотивационный процесс включает:

  • оценку неудовлетворенных потребностей;
  • формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Рассмотрим элементы процесса мотивации более подробно.

Стимулы выполняют роль раздражителей, воздействующих на работника извне  с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит  существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

Б качестве стимулов могут  выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и  т. п., что желал бы получить человек  за определенные действия (производственное поведение).

Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь  источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется  под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает  сам человек, сталкиваясь с задачей  или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив  может быть порожден в зависимости  от ситуации как внешним воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так  и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес  как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми  действиями руководителя.

Можно выделить два направления  поиска способа удовлетворения потребностей.

  1. Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.
  2. Поиск путей избежания каких-либо обстоятельств, объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который  подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных  ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением  потребности, и избегать такого, которое  ассоциируется с неудовлетворенностью.

Основная задача менеджера - создавать и/или активизировать те потребности персонала, которые  могут быть удовлетворены в рамках системы управления предприятия (подразделения).

Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное сочетание  стимулов, мотивации и удовлетворения потребностей работников, посредством  воздействия на содержание различных  этапов (элементов) процесса мотивации.

Существует достаточно большое  количество мотивационных теорий, которые  пытаются дать научное объяснение феномену мотивации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях.

2.1 Содержание  административных методов управления.

Объективной основой использования  этих методов управления выступают  организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку  через их посредство реализуется  одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно - административной деятельности состоит  в координации действий подчинённых. Справедливо критиковали и критикуют  рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что  никакие экономические методы не могут существовать без организационно-административного  воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок  работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия  экономических методов расширяется  только за счёт вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с  практической точки зрения, так как  механизмы их действия принципиально  различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное  ему на это право. Однако административные методы не следует отождествлять  с волевым и субъективными  методами руководства, т. е администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему  административных средств поддержания  трудовой дисциплины и т. д. Они призваны обеспечить организационную чёткость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами. 3

В рамках организации возможны три  формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т. п. );

2) согласительные (консультация, компромисс);

3) рекомендации, пожелания (совет,  разъяснение, предложение, общение  и т. п. ).

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру  управления (регламентация деятельности).

2.2 Содержание  экономических методов управления.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это  обусловлено тем, что отношения  управления определяются в первую очередь  экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями  и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение  экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью  которых достигается эффект, удовлетворяющий  требованиям коллектива целом и  личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Информация о работе Методы управления в менеджменте