Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования:
XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Введение 3
1. Методы управления предприятием в условиях рыночных отношений 5
1.1. Предприятие в рыночной экономике 5
1.2. Сущность и классификация методов управления предприятием 6
1.3 Методы искусства управления 8
2. Методы управления персоналом 16
2.1. Административные методы управления 16
2.2. Экономические методы 18
2.3. Социально-психологические методы управления 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Содержание
Актуальность темы исследования:
XX век ушел с исторической
арены, продемонстрировав
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как наукой дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Это были несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это и техника и люди. Успехи в теории управления всегда зависели от успехов других, связанных с управлением областей, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления теоретики и практики, узнавали все больше о факторах влияющих на успех организации.
К настоящему времени известно четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиции выделения позиции лишних школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого "лучшего" способа управлять организацией.
Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Целью курсовой работы является исследование методов управления предприятием в условиях рыночной экономики.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи;
Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В настоящее время предприятия - элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.
В развитой рыночной экономике предприятия многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т.д.
В России предприятия создаются в виде юридического лица и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы. В Приложении 1 приведены основные организационно-правовые формы коммерческих организаций и некоторые наиболее существенные особенности их создания и функционирования согласно Гражданскому кодексу РФ.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития предприятий.
Во-первых, предприятие представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг1.
Во-вторых, в социально-экономическом отношении предприятие - это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
В-третьих, предприятие - совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки - трансакции.
Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.
Здесь уместно дать еще одно определение фирмы (предприятия) - хозяйственная единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности2.
Метод - это способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект.
Методы по характеру воздействия можно разделить на методы прямого и косвенного, формального и неформального воздействия.
Формального - записанного в нормативных документах, закрепленного законом.
Неформального - значит принятого в обществе, воспитательного воздействия в виде просьбы, беседы. В социальных организациях неформальные методы принимают решающее значение.
Вторая классификация методов по взаимодействию: организационные, в том числе административные, правового регулирования, экономические, социально - психологические3.
Прямого воздействия - субъект воздействует на объект.
Косвенного воздействия - создание условий, чтобы объект действовал так, как хочет субъект.
Одна группа методов редко может работать эффективно, чаще используют все группы методов.
Основная часть правовых методов должна подкрепляться правовой базой, а экономическая методика должна разъясняться социально - экономическими методами.
Организационные - это такие методы, которые регулируют профессиональные взаимодействия работающих: их подчинение, объем работы. Они подразделяются на три группы:
1. Организационно - стабилизирующие.
2. Распорядительные.
3. Дисциплинарного воздействия.
Организационно - стабилизирующие - это распределение функций, делегирование полномочий, порядок выполнения работ, то есть методы, включающие в себя регламентирование, нормирование, инструктирование.
Регламентирование определяет, кому и что надо делать.
Нормирование - сколько работать, сколько сделать за единицу времени, то есть производительность труда.
Инструктирование: как делать? Определяет технологию производства.
Управленческую работу очень трудно регламентировать.
Распределительный метод
применяется для решения
Методы дисциплинарного воздействия - это группа способов предназначенных для организационных основ, четкого выполнения установленных обязанностей.
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, в его особом образе мышления и широком кругозоре.
Приемы, методы воздействия
на оппонента, способы убеждения
носили разные названия в учебной
и научной иностранной
Метод Сократа.
В искусстве убеждать заслуженной известностью пользуется метод Сократа - древнегреческого философа, ритора и мыслителя, знаменитого и своим выдающимся мастерством ведения диспутов, споров. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, то есть отвечать "да, да, да" на каждой позиции логического построения Сократа. На этих диспутах Сократ, убедив своего оппонента, мог шутя доказать правильность рассуждений как своих, так и противоположной стороны.
Умение слушать.
Пришел к Сократу молодой человек учиться красноречию. Послушав его, Сократ назначил двойную цену за обучение: "Вначале тебя нужно научить слушать, а потом лишь учить говорить".
Действительно, уметь слушать собеседника - большое искусство, и владеют им весьма немногие. Хотя тонко замечено, что слушать умеют только воспитанные люди, умные и дураки. Д. Карнеги пишет об этом так: "Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Непременно говорите о себе самом". "Помните, что человека, с которым вы разговариваете, в сто раз больше интересует он сам, его нужды, его проблемы, чем вы и ваши проблемы". Да, таков человек и трудно его переделать…
Опытный человек, знающий и применяющий рекомендации искусства управления, должен владеть методами межличностного общения, методами эмпатии (т. е. Способность проникать во внутренний мир оппонента) в любой среде - дома, в семье, в коллективе, среди друзей и недоброжелателей. Пренебрежение требованием "умейте слушать" может привести к самым печальным результатам. "Нужно уметь внимательно слушать. Именно здесь кроется разница между посредственной компанией и выдающейся компанией". (Л. Якокка)4
Проявление интереса к людям.
Некогда безвестный американский фермер из штата Миссури Д. Карнеги приобрел мировую известность, предложив одну из самых замечательных методик обучения взрослых и опытных в своем деле людей приемом искусства управления "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей" - таково название этой книги, переведенной на десятки языков мира и изданной миллионами тиражами.
Создание атмосферы
Меры успешного проведения изменений в организации.
Давление и побуждение.
Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений. Высшее руководство или др. руководители, имеющие полномочия принимать и исполнять решения, должны хорошо чувствовать необходимость перемен и готовиться к их проведению. Это давление может быть оказано внешними факторами, такими, как выросшая конкуренция, изменения в экономике или появление новых законодательных актов. Ощущение необходимости перемен может происходить от изменений внутренних факторов, таких, как снижение производительности, чрезмерно возросшие затраты, большая текучесть кадров, дисфункциональный конфликт и большое количество жалоб работников.
Диагностика и осознание.
На этом этапе руководитель собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения. Определение области проблемы на основе адекватной и правильной информации ведет к осознанию конкретных проблем.
Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению.
В большинстве случаев руководство должно заручиться согласием на проведение нового курса тех, кто отвечает за его выполнение. Комментируя этот этап, Грейнер говорит: "Всегда имеется искушение, особенно для структур власти, применить старые решения к новым проблемам". Таким образом, возникает необходимость отыскания новых и уникальных решений. Которые были бы поддержаны всей структурой власти.