Методы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика методов менеджмента, применяемых в ОАО «Воропаевский ДОК».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты применения различных методов управления предприятием;
проанализировать функционирование ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг., охарактеризовать методы управления анализируемым предприятием, их особенности;
предложить направления совершенствования методов управления ОАО «Воропаевский ДОК».

Вложенные файлы: 1 файл

03_02 - Методы управления предприятием - курсовая - МГЭИ.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методы менеджмента – это способы и средства воздействия на управляющую систему для достижения поставленных целей. Методы различаются мотивационной характеристикой, т.е. как ведут себя люди при применении к ним тех или иных методов.

Методы делятся на методы прямого и косвенного воздействия. Невыполнение методов прямого воздействия ведет за собой применение различных санкций административного характера (основаны на ответственности подчиненных перед властью руководителя, регулируют правовые и организационные отношения). К косвенным относят экономические (основаны на материальной заинтересованности рабочих, контролируют экономические отношения) и социально-психологические методы (основаны на нематериальном интересе рабочих, регулируют социальные, идеологические, эстетические отношения).

В условиях развития рыночных отношений в экономике Республики Беларусь эффективное применение различных методов управления приобретает все большее значение. Руководство белорусских предприятий осознает значимость менеджмента для развития бизнеса, повышения конкурентоспособности на рынке, максимального использования кадрового потенциала. Применение эффективного сочетания методов менеджмента на предприятии служит основным условием и фактором его стабильного функционирования. Всем вышеизложенным обуславливается актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом курсового исследования выступают методы менеджмента как важнейшие инструменты обеспечения эффективного функционирования предприятия в рыночных условиях.

Предметом курсовой работы выступает специфика применения различных методов управления предприятием в Республике Беларусь (на примере ОАО «Воропаевский ДОК»).

Целью данной курсовой работы является характеристика методов менеджмента, применяемых в ОАО «Воропаевский ДОК».

Задачи курсовой работы:

изучить теоретические аспекты применения различных методов управления предприятием;

проанализировать функционирование ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг., охарактеризовать методы управления анализируемым предприятием, их особенности;

предложить направления совершенствования методов управления ОАО «Воропаевский ДОК».

Методы исследования: аналитический, графический, дедуктивный, синтетический, сравнительный. Тема курсовой работы широко раскрывается в научной литературе. Проблеме применения различных методов управления в деятельности предприятий посвящен ряд научных работ, однако слабо освещены особенности применения методов менеджмента на предприятиях Республики Беларусь.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы менеджмента – это способы осуществления целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника. Отличаются методы друг от друга, прежде всего, своей мотивационной характеристикой, т. е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы [1, с. 61]. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Управление персоналом включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупненно можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя [3, c. 84].

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.

По содержанию методы менеджмента бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным. Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур, их ориентации во времени и пространстве; нормирования деятельности, ее регламентации и проч.[6, c. 72].

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя. Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и т п.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.

Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.

Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг XX столетия. Они предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности.

Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.

Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности [8, c. 54].

Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления легко видна из табл. 1.1.

Таблица 1.1. Сравнение административных, экономических и социально-психологических методов управление

 

Административные

(принуждение)

Экономические

(побуждение и принуждение)

Социально-психологические (побуждение)

Основа применения

Угроза наказания

Возможность увеличить доход

Достижение психологического комфорта

Подходы к реализации

Жесткие

Адаптивные к ситуации

Адаптивные к лично-

Требования к субъекту

Исполнительность, организованность

Профессионализм

Профессионализм, умение работать в команде, инициативность


Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые федеральными, региональными и муниципальными органами;
  • методы, используемые предприятиями (организациями) [8, с. 62].

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования организации, которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план;
  • коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относятся:

  • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли организации;
  • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника и др.[10, c. 117].

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Информация о работе Методы управления предприятием