Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика методов менеджмента, применяемых в ОАО «Воропаевский ДОК».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты применения различных методов управления предприятием;
проанализировать функционирование ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг., охарактеризовать методы управления анализируемым предприятием, их особенности;
предложить направления совершенствования методов управления ОАО «Воропаевский ДОК».
Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е. охватывать все рычаги без исключения, и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии.
Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах.
Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.
Административные методы управления включают: систему законодательных актов страны и региона; систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации; систему оперативного управления (систему власти) [11, с. 74].
В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теоретические и практические аспекты управления.
Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.
Большое значение имеет и система оперативного управления. Существует четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от прямого использования до практически полного отказа от власти. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов [12, c. 66].
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
Управление социально-психологическими процессами включает: разработку норм и нормативов социально-психологических процессов; анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов; разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов; организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий; регулирование социально-психологических процессов [12, с. 67].
Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:
Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.
При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.
Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.
Социальный пакет – это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику.
Необходимо отметить, что на практике система методов управления постоянно изменяется. Так, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Кроме того, в результате демократизации общественной жизни и экономики возросла роль человеческого фактора, поэтому больше внимания стало уделяться социально-психологическим методам управления [5, c. 81].
Следует также заметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В этих условиях менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.
Выводы: методы менеджмента – это способы осуществления целенаправленного воздействия на коллектив или отдельного работника. Отличаются методы друг от друга, прежде всего, своей мотивационной характеристикой, т. е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы.
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия.
По содержанию методы менеджмента бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими. В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Административные методы управления включают: систему законодательных актов страны и региона; систему нормативных и методических документов организации; систему оперативного управления. Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Воропаевский деревообрабатывающий комбинат был создан на базе местного столярного производства и начал свое развитие с 1944 г. Основными видами деятельности предприятия были: производство кирпича, столярных изделий, восстановление мельниц. После объединения этих видов деятельности был основан Поставский райпромкомбинат. С апреля 1973 г. по решению Витебского областного исполнительного комитета предприятие переименовано в ”Воропаевский деревообрабатывающий комбинат“. На основании приказа № 3/1-89 от 17 мая 2000 г. предприятие переименовано в Унитарное коммунальное производственное предприятие ”Воропаевский деревообрабатывающий комбинат“. С 9 февраля 2004 г. решением Витебского облисполкома № 62 предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество ”Воропаевский ДОК“.
По форме собственности ОАО ”Воропаевский ДОК“ является акционерным обществом. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности. Основной вид деятельности – производство мебели различного функционального назначения, матрацев. Предприятие имеет 22 сертификата соответствия на ассортимент мебели и лицензии на следующие виды деятельности:
осуществление деятельности в области промышленной безопасности;
осуществление оптовой торговли;
осуществление деятельности по заготовке древесины;
осуществление розничной торговли и общественного питания;
осуществление деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
эксплуатацию блок–станции Воропаевская ГЭС и электрических сетей 0.38-10кВ и др.
Организация является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, действует на договорной основе на принципах полного хозрасчета. Общество самостоятельно планирует производственную программу и программу реконструкции и развития производства, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки с необходимыми для его деятельности реквизитами, эмблему и товарный знак. Место нахождения предприятия – Витебская область, Поставский район, г.п. Воропаево, ул. Заводская, 1.
ОАО «Воропаевский деревообрабатывающий комбинат» (далее – ОАО «Воропаевский ДОК») производит мебель различного функционального назначения: наборы мебели для спален, кухонь, прихожих, наборы для руководителя и офиса, кровати, матрацы, стулья, шкафы для платья и белья, столы письменные, тумбы прикроватные, столы компьютерные, скамьи угловые, изделия широкого потребления. Количество ассортиментных позиций составляет 180 единиц.
Основное предназначение продукции – для дома (отдых) и офиса (работа). Предприятием изготавливается мебель из ДСП, облицованная шпоном натуральным твердолиственных пород древесины и натурального дерева (из массива). Потребителями выпускаемой продукции являются предприятия и организации Республики Беларусь, ближнего зарубежья, жители г. Витебска и Поставского района.
Важнейшие экономические показатели деятельности ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг. приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Важнейшие показатели деятельности ОАО «Воропаевский ДОК» в 2010-2012 гг., млн р.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | ||||
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
7112 |
13466 |
24324 |
6354 |
10858 |
189,3 |
180,6 |
Налоги в выручке от реализации |
1147 |
2225 |
4021 |
1078 |
1796 |
194,0 |
180,7 |
Доля налогов в выручке от реализации, % |
16,1 |
16,5 |
16,5 |
0,4 |
0,0 |
102,5 |
100,0 |
Выручка от реализации нетто |
5965 |
11241 |
20303 |
5276 |
9062 |
188,4 |
180,6 |
Себестоимость реализации продукции |
5693 |
9838 |
16782 |
4145 |
6944 |
172,8 |
170,6 |
Валовая прибыль |
272 |
1403 |
3521 |
1131 |
2118 |
515,8 |
251,0 |
Управленческие расходы и расходы на реализацию |
0 |
0 |
1495 |
0 |
1495 |
- |
- |
Прибыль от реализации |
272 |
1403 |
2026 |
1131 |
623 |
515,8 |
144,4 |
Прибыль от текущей деятельности |
278 |
1043 |
1624 |
765 |
581 |
375,2 |
155,7 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности |
-138 |
-715 |
-1422 |
-577 |
-707 |
518,1 |
198,9 |
Прибыль до налогообложения |
140 |
328 |
202 |
188 |
-126 |
234,3 |
61,6 |
Налоги и платежи из прибыли |
113 |
199 |
123 |
86 |
-76 |
176,1 |
61,8 |
Чистая прибыль |
27 |
129 |
79 |
102 |
-50 |
477,8 |
61,2 |