Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 11:23, контрольная работа
Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Она представляет собой один из наиболее важных аспектов функционирования любой коммерческой организации. Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить.
Введение
1. Методы экспертных оценок
1.1 Основные проблемы теории и практики экспертных оценок
1.2 Цель - сбор информации для ЛПР
2. Цель - подготовка проекта решения для ЛПР
2.2 Догма одномерности
2.3 Основные стадии экспертного опроса
2.4 Подбор экспертов
Бишкекская Финансово-Экономическая Академия
Программа_____________________
Контрольная работа
По дисциплине_________________
На тему:______________________
______________________________
Выполнила студентка гр._________________
______________________________
Проверил (а):__________________________
______________________________
Содержание
Введение
2. Цель - подготовка проекта решения для ЛПР
2.2 Догма одномерности
2.3 Основные стадии экспертного опроса
2.4 Подбор экспертов
Введение.
Инвестиционная деятельность
в той или иной степени присуща
любому предприятию. Она представляет
собой один из наиболее важных аспектов
функционирования любой коммерческой
организации. Причинами, обусловливающими
необходимость инвестиций, являются
обновление имеющейся материально-
Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.
Принятие решений
Бесспорно совершенно, что для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После второй мировой войны в рамках теории управления (менеджмента) стала развиваться самостоятельная дисциплина - экспертные оценки.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР. Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).
Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода "снежного кома" (о нем - дальше).
Не меньше существует и
методов обработки ответов
1.1 Основные проблемы теории и практики экспертных оценок
Что должна представить экспертная комиссия в результате своей работы - информацию для принятия решения ЛПР или проект самого решения? От ответа на этот методологический вопрос зависит организация работы комиссии.
1.2 Цель - сбор информации для ЛПР
Тогда Рабочая группа должна собрать возможно больше относящейся к делу информации, аргументов "за" и "против" определенных вариантов решений. Полезен метод постепенного увеличения числа экспертов: сначала первый эксперт приводит свои соображения по рассматриваемому вопросу; составленный им материал передается второму эксперту, который добавляет свои аргументы; накопленный материал поступает к следующему - третьему - эксперту... Процедура заканчивается , когда иссякает поток новых соображений.
Отметим, что эксперты в рассматриваемом методе только поставляют информацию, аргументы "за" и "против", но не вырабатывают согласованного проекта решения. Нет никакой необходимости стремиться к тому, чтобы экспертные мнения были согласованы между собой. Более того, наибольшую пользу приносят эксперты с мышлением, отклоняющимся от массового, поскольку именно от них следует ожидать наиболее оригинальных аргументов.
Математические методы в
экспертных оценках применяются
обычно именно для решения задач
подготовки проекта решения. При
этом зачастую некритически принимают
догмы согласованности и
ДОГМА СОГЛАСОВАННОСТИ Считается, что решение может быть принято лишь на основе согласованных мнений экспертов. Поэтому исключают из экспертной группы тех, чье мнение отличается от мнения большинства. При этом отсеиваются как неквалифицированные лица, попавшие в состав экспертной комиссии по недоразумению или по соображениям, не имеющим отношения к их профессиональному уровню, так и наиболее оригинальные мыслители, глубже проникшие в проблему, чем большинство. Следовало бы выяснить их аргументы, предоставить им возможность для обоснования их точек зрения. Вместо этого их мнением пренебрегают.
Бывает и так, что эксперты делятся на две или более групп, имеющих единые групповые точки зрения. Так, в приведен пример деления специалистов при оценке результатов научно-исследовательских работ (НИР) на две группы: "теоретиков", явно предпочитающих НИР, в которых получены теоретические результаты, и "практиков", выбирающих те НИР, которые позволяют получать непосредственные прикладные результаты (речь идет о конкурсе НИР в Институте проблем управления (автоматики и телемеханики) Академии наук СССР).).
Иногда заявляют, что в случае обнаружения двух или нескольких групп экспертов (вместо одной согласованной во мнениях) опрос не достиг цели. Это не так! Цель достигнута - установлено, что единого мнения нет. И ЛПР должен это учитывать. Стремление обеспечить согласованность мнений экспертов любой целой может приводить к сознательному одностороннему подбору экспертов, игнорированию всех точек зрения, кроме одной, наиболее полюбившейся Рабочей группе ( или даже "подсказанной" ЛПР).
Поскольку число экспертов
обычно не превышает 20-30, то формальная
статистическая согласованность мнений
экспертов (установленная с помощью
тех или иных критериев проверки
статистических гипотез) может сочетаться
с реально имеющимся
МНЕНИЯ ДИССИДЕНТОВ. С целью искусственно добиться согласованности стараются уменьшить влияние мнений экспертов-диссидентов. Жесткий способ борьбы с диссидентами состоит в их исключении из состава экспертной комиссии. Отбраковка экспертов, как и отбраковка резко выделяющихся результатов наблюдений, приводит к процедурам, имеющим плохие или неизвестные статистические свойства.
Мягкий способ борьбы с диссидентами состоит в применении робастных (устойчивых) статистических процедур. Простейший пример: если ответ эксперта - действительное число, то резко выделяющееся мнение диссидента сильно влияет на среднее арифметическое ответов экспертов и не влияет на их медиану. Поэтому разумно в качестве согласованного мнения рассматривать медиану. Однако при этом игнорируются (не достигают ЛПР) аргументы диссидентов.
В любом из двух способов борьбы с диссидентами ЛПР лишается информации, идущей от диссидентов, а потому может принять необоснованное решение, которое приведет к отрицательным последствиям. С другой стороны, представление ЛПР всего набора мнений снимает часть ответственности и труда по подготовке окончательного решения с комиссии экспертов и рабочей группы по проведению экспертного опроса и перекладывает ее на плечи ЛПР.
2.2 Догма одномерности
Распространен довольно примитивный
подход т. н. "квалиметрии", согласно
которому объект всегда можно оценить
одним числом. Оценивать человека
одним числом приходило в голову
лишь на невольничьих рынках. Вряд ли даже
самые рьяные квалиметристы рассматривают
книгу или картину как
Каждый объект можно оценивать по многим показателям качества. Например, легковой автомобиль можно оценивать по таким показателям:
- расход бензина на 100 км пути (в среднем);
- надежность (средняя стоимость ремонта за год);
- быстрота набора скорости
100 км/час после начала движения;
максимальная достигаемая
- длительность сохранения
в салоне положительной
- вес, и т.д.
Можно ли свести оценки по этим
показателям вместе? Определяющей является
конкретная ситуация, для которой
выбирается автомашина. Максимально
достигаемая скорость важна для
гонщика, но, как нам представляется,
не имеет большого практического
значения для водителя рядовой частной
машины. Для такого водителя важнее
расход бензина и надежность. Для
машин различных служб
Таким образом, важна конкретная (узкая) постановка задачи перед экспертами. Но такой постановки зачастую нет. А тогда "игры" по разработке обобщенного показателя качества - например, в виде линейной функции от перечисленных переменных - не могут дать объективных выводов. Альтернативой единственному обобщенному показателю является математический аппарат типа многокритериальной оптимизации - множества Парето и т.д.
В некоторых случаях все-таки
можно глобально сравнить объекты
- например, с помощью тех же экспертов
получить упорядочение рассматриваемых
объектов - изделий или проектов.
Тогда можно ПОДОБРАТЬ
2.3 Основные стадии экспертного опроса
Как показывает опыт проведения экспертных исследований, целесообразно выделять следующие стадии экспертного опроса:
1) формулировка ЛПР цели экспертного опроса;
2) подбор ЛПР основного состава Рабочей группы (обычно - руководителя и секретаря);
3) разработка РГ и утверждение
у ЛПР технического задания
на проведение экспертного
4) разработка РГ подробного
сценария проведения сбора и
анализа экспертных мнений (оценок),
включая как конкретный вид
экспертной информации (слова, условные
градации, числа, ранжировки, разбиения
или иные виды объектов
5) подбор экспертов в
соответствии с их
6) формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях их работы и ее оплаты, утверждение ЛПР состава экспертной комиссии);