Миссия и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

С точки зрения Виханского О.С и Наумова А.И можно выделить широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации . В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Миссия и стратегия организации.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

Функциональные  стратегии  разрабатываются  функциональными  отделами  и службами предприятия  на основе корпоративной и деловой. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т.п. Цель функциональной стратегии — распределение ресурсов  отдела,  поиск  эффективного  поведения  функционального  подразделения  в рамках общей стратегии. 

 

 

 

1.5 Определение миссии  и стратегии  по Петрову А.Н.

 

 

Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и  «философии существования», что, в свою очередь, дает широкий набор направлений  в собственно целеполагании. Для  отечественных предприятий такая  характеристика является принципиально  новой, для фирм же промышленно развитых стран данный раздел стратегического  плана является обязательным и разрабатывается  очень детально. Если рассматривать  мнение Петрова А.Н. миссия предприятия представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности  и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж»7. Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно и оформлена в виде конкретного документа. Это может быть и просто броский девиз Ясно изложенная и вычлененная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений. Как нам представляется, тому имеется несколько причин.

 Во-первых, деловая философия в большинстве случаев формулируется, опираясь на изучение опыта основателя, и модифицируется под влиянием опыта последующих руководителей. Она является своеобразным изложением принципов успеха.

 Во- вторых, миссия предприятия  в промышленно развитых странах включает в себя такое понятие, как социальная ответственность.

По мере все большего отделения управления от собственности ослабевает необходимость стремления к получению краткосрочной прибыли, а руководители все больше хотят выполнять достойные задачи и стремятся связать функции компании с общественным благом. Другими словами, они становятся более организационно и социально ориентированными.

 В-третьих, миссия предприятия  четко указывает направление усилий работников, а также смысл их работы и тем самым повышает чувство отождествления работников с предприятием.

 В-четвертых, в условиях  стратегического выбора миссия  предприятия является одним из  стержней, позволяющих найти согласованное компромиссное решение, так как определяет единые принципы управленческой психологии принятой в данной организации. Таким образом, миссия предприятия способствует определению доминанты бизнеса, т. е. определению тех сфер предпринимательства, которые наиболее привлекательны для владельцев и высшего руководства предприятия.

  В-пятых, миссия предприятия позволяет произвести более четкую ориентацию на рынке, т. е. определить, какие потребности покупателя удовлетворять в первую очередь, чтобы сбалансировать интересы предприятия и потребителей (как и общества в целом). Трафарет разработки миссии представляет собой матрицу анализа отношений конъюнктуры рынка (надо), возможностей компании (могу), устремленности компании (хочу) и ограничений внешней среды (можно), что представлено в Приложении 3. Как правило, миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.

Первый элемент миссии предприятия — базовые направления  —включает в себя:

- базовые направления по системе продукт/услуга (ось «хочу»);

- базовые направления по системе покупатели/рынок (ось «надо»)

- базовые направления технологических усилий (ось «могу»).

Указанные направления могут  или взаимодополнять, или взаимоисключать друг друга. Очевидно, что первый случай является оптимальным, хотя в практической деятельности предприятия это случается редко. Второй вариант (взаимоисключение) также маловероятен, поскольку предполагает неустойчивое положение предприятия на рынке, вытеснение его конкурентами, и в качестве элемента миссии первичного хозяйственного звена принят быть не может. Чаще всего выбирается компромиссный вариант, когда соотношение базовых направлений рассматривается как система из одного ведущего (приоритетного) критерия и двух локальных.

Второй элемент миссии предприятия — рост и прибыльность —является исключительно важным для предприятия. Экономический рост достаточно важен для любого предприятия, поскольку он может обеспечить сохранение позиций предприятия на рынке. Кроме того, для того чтобы поддерживать свою относительную конкурентоспособность, предприятие должно развиваться, по крайней мере такими же темпами, как национальная экономика в целом.

Прибыльность как составляющая миссии предприятия чаще всего рассматривается как обеспечение его устойчивого развития. Причем важными являются не количественные характеристики массы полученной прибыли, а обеспечение баланса между дивидендами и «затратами будущих периодов», который может обеспечить как сохранность позиций на рынке, так и его дальнейшее развитие.

Третий элемент миссии предприятия — уровень и структура предпринимательства. Во многом они определяются владельцами предпрития и его высшим руководством.

Под уровнем предпринимательства  понимается то или иное состояние экономической и производственной деятельности, которое считается приоритетным для предприятия на рассматриваемый промежуток времени.

В соответствии с циклом развития предприятия в любой  момент времени оно находится в одном из трех состояний:

- в стадии роста;

- в состоянии стабилизации;

- в необходимости выживания.

Четвертый элемент миссии — социальная ответственность. К. Девис и Р. Бломстром определяют социальную ответственность фирмы как «обязательства высшего руководства действовать таким образом, чтобы защищать и улучшать благосостояние общества в целом, сообразуясь при этом со своими собственными интересами». А. Чандлер, автор в области стратегического планирования, считает, «Стратегия — это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курсов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. Здесь мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического процесса планирования и управления. Прежде всего в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации.

Исходя из цикла развития предприятия руководство может разрабатывать следующие виды стратегий. Стратегия роста впервые подробно разработана И. Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы, которая состоит из 5 этапов.

1. Стадия планирования

2. Начальная стадия 

3. Стадия проникновения 

4. Ускоренный рост

5. Переходная стадия 

6.Начальная стратегия

Целью начальной стратегии  является умеренный рост, для того чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность.

Стратегия проникновения. Данная стратегия направляет усилия предприятий на более глубокое проникновение на рынок и на увеличение темпов роста объема продаж.

Стратегия ускоренного роста. Целью данной стратегии является наиболее полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен продолжаться как можно дольше, так как именно на нем происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, а доля рынка приближается к запланированной.

Стратегия переходного периода. Целью данной стратегии является проведение предприятием после периода ускоренного роста перегруппировки и перестройки своей деятельности для вхождения в новый цикл роста как можно в более короткие сроки, не допуская периода длительной стагнации.

Стратегия стабилизации и  выживания. В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объемы продаж и прибыли.

Стратегия стабилизации. Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объема продаж и прибылей с последующим их повышением, т. е. с переходом на следующий этап роста. Стратегия выживания — чисто оборонительная стратегия, применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью этой стратегии является стабилизация обстановки, т. е. переход к стратегии стабилизации и в дальнейшем к стратегии роста.

 

  1. Сравнительный анализ мнений авторов в отношении миссии и стратегии организации

 

 

В первой главе работы были рассмотрены мнения различных авторов  относительно определения миссии и  стратегии организации.  На наш взгляд, наиболее  широко понятие миссии  раскрывают  О.С.Виханский и А.И Наумов, которые рассматривают миссию в двух аспектах  широком и узком. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою  деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. В узком понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

По Петрову миссия предприятия  представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановку  кадров и, наконец, такое понятие, как  «имидж». Причем не обязательно миссия предприятия должна быть выражена явно и оформлена в виде конкретного  документа. Это может быть и просто броский девиз.

На мой взгляд, преимущества формирования миссии наиболее четко сформированы  у таких авторов как  Виханского  и Наумова, Лисичкиной и Лисичкина. Преимущества миссии по мнению этих авторов приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Преимущества миссий

 

Преимущества

миссии

По Виханскому

По Лисичкиной

1

дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

позволяет высшему руководству  компании, по образному выражению Р. Фалмера, «взглянуть на свой бизнес с высоты птичьего полета». Без этого долгосрочная конкуренция невозможна.

2

 делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

предотвращает  разброс  усилий  менеджеров  среднего  уровня  и способствует направлению  их действий в единое русло, помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры.

3

способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

 позволяет  сотрудникам фирмы  почувствовать  себя  участниками  общего дела —  освоения  открывающихся  возможностей,  дает  им цель,  подчеркивает  их  значимость, нацеливает на достижения.

4

способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей  доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

способствует созданию цельного  образа  фирмы,  объясняя,  какую  экономическую  и  социальную  роль  в  обществе фирма стремится играть.

5

создает возможность для  более действенного управления организацией

 

 

Что касается  вопроса  стратегии предприятия, хотелось бы отметить, работу Лапыгина Ю.Н. который  рассматривает стратегию как  явление, он отмечает что стратегия  – это:

1)план, или нечто, в этом роде – руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;

Информация о работе Миссия и стратегия организации