Миссия и стратегия организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:17, реферат

Краткое описание

С точки зрения Виханского О.С и Наумова А.И можно выделить широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации . В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Миссия и стратегия организации.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

2) принцип поведения или следования некой модели поведения;

3)позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках (создание уникальной и ценовой позиции посредством разнообразных действий);

4) перспектива, т. е. основной способ действия организации (это теория бизнеса данной организации);

5)ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.

Стратегия затрагивает организацию  и ее окружение. Она не бывает простой. Это содержание и процесс. Ее невозможно продумать до конца. Она предполагает разнообразные мыслительные процессы. От стратегии зависит благополучие организации. Кроме того  он  выделяет  плюсы и  минусы стратегии  которые приведены в таблице 2.

 

 

 Таблица 2. Преимущества и недостатки стратегии как явления

 

Характеристика

Достоинства

Недостатки

Функция задаёт направление

Указывает курс развития

Может заслонить  опасности.

В условиях неопределённости ведёт к столкновению с неожиданными препятствиями.

Иногда выгоднее двигаться  «на ощупь».

Координирует  усилия

Ликвидирует хаос

Принятая  стратегия довлеет над организацией.

Координация ведёт к  утрате периферийного зрения, потере вновь открывшихся возможностей.

Характеризует организацию

Демонстрирует отличительные особенности организации

Упрощённое  определение организации через  её стратегию может привести к  недооценке организации.

Обеспечивает  логику

Устраняет неопределённость, больше внимания делу, а не дискуссиям

Творчество  не терпит последовательности.

Стратегия упрощает, а  потому искажает реальность.


 

В своей работе Лапыгин  Ю.Н. рассматривает типологию стратегий  по мнению различных авторов и  приводит  типологию стратегий  по Томпсону и Стрикленду, по Котлеру, по Треневу, типология И. Ансоффа.

Классификация стратегий  подробно освещена и в работе Лисичкиной М.В. и Лисичкина В.А. которые, рассматривают деление стратегий на в зависимости от уровней стратегических решений различают три вида стратегий: корпоративная; деловая и функциональная.

Выражает интерес и  работа Виханского А.С. и Наумова  И.А которые освещают в литературе стратегии развития бизнеса базисные, или эталонные и делят их на группы. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.

Петров А.Н. предлагает в  своей работе оригинальную классификацию подходов к формированию стратегии развития предприятия, основанную на терминологии и фактическом материале, представленных Г. Минцбергом и другими авторами. Он рассматривает суть школы дизайна, школы планирования, школы позиционирования. Каждой конструктивистской школе стратегий, он представляет отличительные черты, наиболее существенными из которых являются следующие.

Школа дизайна: стратегия  каждой организации в конкретный временной промежуток уникальна и ее формулирование есть результат искусства и профессионализма высшего руководства.

Школа планирования: весь процесс  формулирования стратегии может быть максимально формализован.

Школа позиционирования: основываясь на результатах качественно проведенного конкурентного анализа, высшее руководство может выбрать одну или несколько общих стратегий, представляющихсобой стандартные решения для любых типов организаций.

Таким образом, вопросу миссии и стратегии посвящено множество  работ различных авторов как  отечественных так и зарубежных. Но в своей работе мною были рассмотрены  отечественные исследователи в  этой области, О. С. Виханского, Лисичкина, Лапыгина, Петрова, Ланкиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и на достижение каких результатов ориентирована ее деятельность. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа  и выбора стратегии. Этот процесс  по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать поставленные цели и реализовывать свою миссию. Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена членам организации, трудно преувеличить. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и организационных уровнях.

Для ее осуществления вырабатываются цели, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Выделению и анализу миссии организации, определяющей смысл организационной  деятельности, отводится важное место  в стратегическом управлении. Представленная в явном виде миссия включает в себя следующие понятия и взаимосвязь между ними: покупатели; продукция или услуги; рынки; технология; забота о выживании, росте и прибыльности, ценности; самооценка; имидж; отношение к персоналу.

Таким образом, миссия организации  — это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать. Поэтому выработка миссии является исключительно важным решением для организации — для ее настоящего и будущего.

Миссия - это цель, для  которой организация существует и которая должна быть выполнена  в плановом периоде.

В случае широкого понимания  миссия рассматривается как констатация  философии и смысла существования  организации. Философия организации  определяет ценности, верования и  принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

В том случае, если имеется  узкое понимание миссии, она рассматривается  как сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  организации, в котором проявляется  отличие данной организации от ей подобной.

Миссия является более  конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссия есть своя финишная черта - период времени, по истечение которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации  с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим  и достаточно невелик (чаще всего  до пяти лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть  результаты своего труда.

Организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так  как только постоянное поддержание  социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем. Прибыль не может провозглашаться главной целью организации, потому что прибыль - это сугубо внутренняя проблема, хотя и очень важная.

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и  ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, на достижение чего должна быть направлена деятельность организации, что должно быть получено в результате ее деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь стоящих перед ней целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает однозначность в определении поведения организации, так как стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации.. Выбор стратегии и ее выполнение являются основными частями стратегического управления. Стратегия в стратегическом управлении понимается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, относящееся к таким сторонам ее деятельности, как сфера, средства и форма.

Выбор стратегии зависит  от ситуации, в которой находится  организация. Однако существуют определенные подходы в выборе стратегии и  определенные рамки, в которые вписываются стратегии.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Лисичкин  В.А.,  Лисичкина  М.В.  Стратегический менеджмент:  Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2007. — С.-115.
  2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2006. – С. —85.
  3. Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина .  Таганрог: ТРТУ, 2006. —125.
  4. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский , А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ , 2006. — С. —227.
  5. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. —(Серия «Учебник для вузов»).— СПб.: Питер, 2005. —С. —124

 

 

 

 

 

 

1 Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — С.-227.

2  Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — С.-240

3 Менеджмент организации. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина.  Таганрог: ТРТУ, 2006.-125.

4 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2006. – С.-85.

5 Лисичкин  В.А.,  Лисичкина  М.В.  Стратегический менеджмент:  Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2007. — С.-115

6 Лисичкин  В.А.,  Лисичкина  М.В.  Стратегический менеджмент:  Учебно-методический комплекс. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2007. — С.-40

 

7 Стратегический менеджмент / Под ред. ПетроваА. Н. —(Серия «Учебник для вузов»).— СПб.: Питер, 2005. —С.-124

 


Информация о работе Миссия и стратегия организации