Модели макроэкономического равновесия. Проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей. То есть их устраивает уровень цен в экономике, и они не собираются менять свои планы в отношении покупок и продаж. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 437.37 Кб (Скачать файл)

Сальдо внешнеторговых операций по методологии платежного баланса в январе-сентябре 2008 года сложилось отрицательное в размере 2 474,3 млн. долл. США, в том числе в торговле товарами – 3 737,6 млн. долл. США, в торговле услугами – положительное – 1 263,3 млн. долл. США.

Основную часть внешней торговли составляет торговля товарами – 92% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в январе-сентябре 2008 года составил 57,5 млрд. долл. США, или 156,1% к уровню января-сентября 2007 года. Из обшей суммы 57,2% внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 56,6% в январе-сентябре 2007 года). Объем торговли с ними возрос на 56,9%, со странами дальнего зарубежья – на 53,8%.

 

Рис. 10 - Консолидированный торговый баланс

За девять месяцев 2008 года экспортировано товаров на сумму 26,7 млрд. долл. США, что на 56,1% больше, чем в январе-сентябре 2007 года, рис.6. Увеличение стоимостного объема экспорта обусловлено ростом цен на экспортируемые товары на 48,8% и его физического объема на 4,9%. Более половины (55,9%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. При этом стоимостной объем экспорта в эти страны увеличился на 62,8% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, в страны Содружества он возрос на 48,3%.

Экспорт товаров в Российскую Федерацию за девять месяцев 2008 года вырос относительно того же периода 2007 года на 35,1% (физический объем – на 11,1%, средние цены экспорта увеличились на 21,6%), составив 8,6 млрд. долл. США, и занял 32,2% общего объема экспорта. Стоимостной объем импорта российских товаров составил 19,2 млрд. долл. США и увеличился на 63,8%. В структуре импортных потоков доля России составила 62,4%. Увеличение стоимости российского импорта вызвано значительным ростом цен на импортируемые товары (на 41,7%) и физического объема поставок (на 15,6%). В результате дефицит в торговле с Россией составил 10,6 млрд. долл. США против 5,4 млрд. долл. США в январе-сентябре 2007 года. В целом товарооборот с Россией за девять месяцев 2008 года увеличился на 53,7% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года, составив 27,8 млрд. долл. США, и занял 48,3% всего внешнего товарооборота республики.

Товарные потоки из стран вне СНГ возросли на 41,6%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных операций с ними составило 5,3 млрд. долл. США вместо 2,3 млрд. долл. США в январе-сентябре 2007 года. В январе-сентябре 2008 года сложилось отрицательное сальдо в торговле товарами в размере 4,1 млрд. долл. США. В январе-сентябре 2007 года дефицит в торговле товарами составлял 2,7 млрд. долл. США. Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2008 года являлись: Россия – 48,3% в общем товарообороте, Нидерланды – 8,2%, Украина – 7%, Германия – 4,6%, Польша – 4,2%.

По предварительным данным Национального банка, внешний оборот услуг за девять месяцев 2008 года составил 5 126,7 млн. долл. США (экспорт – 3 195 млн. долл., импорт – 1 931,7 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 34,5%. При этом экспорт услуг увеличился на 35,6%, импорт – на 32,6%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 1 263,3 млн. долл. США.

Торговля услугами динамично развивалась как со странами Содружества, так и со странами вне СНГ. Прирост объемов услуг с последними составил 35% по сравнению с январем-сентябрем 2007 года. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 33,3%, в том числе с Россией – на 37,1%. На долю стран вне СНГ приходилось 72,6% общего объема экспорта услуг республики и 66,4% - общего объема импорта услуг.

Государственные финансы

В январе-сентябре 2008 года в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007, приложение 1. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2008 года составило 51,5% (в январе-сентябре 2007 года – 49,4%).

Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз. В январе-сентябре текущего года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2007 года, объем внешней торговли товарами и услугами – на 53,9% вместо 21% за аналогичный период прошлого года.

Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за девять месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037).

Динамика ежемесячных поступлений доходов в консолидированный бюджет представлена на рисунке 7.

 

Рисунок 11 - Реальные темпы роста доходов консолидированного бюджета (в % к предыдущему месяцу)

 

Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета, табл. 1.

 

Таблица 2

Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-cентябрь 2006-2008 гг., %

Показатели

январь-сентябрь 2006

январь-сентябрь

2007

январь-сентябрь

2008

Налоговые доходы - всего

70,9

70,4

71,2

в том числе:

     
  • Налоги на доходы и прибыль

16,3

15,2

17,0

в т.ч. - подоходный налог

6,4

6,2

5,9

  • Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

0

  • Налоги на собственность

3,4

3,2

3,1

  • Налоги на товары и услуги

38,7

35,1

31,7

в т.ч. - НДС

19,0

17,9

17,8

- акцизы

7,5

6,4

6,1

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,4

12,6

15,5

Взносы на государственное социальное страхование

24,8

23,8

21,7

Неналоговые доходы

4,3

5,8

7,1

Итого доходов

100,0

100,0

100,0


 

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2008 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. По сравнению с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г.

В январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП). В январе-сентябре текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рисунок 12.

 

Рисунок 12 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

 

Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре текущего года составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-сентябре 2007 года – 3,7%).

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23 242,7 млрд. руб., что на 24,5% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.

Почти четверть (23,7%) всех поступлений в республиканский бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2007 года его объем увеличился на 21,8% в реальном выражении. В 1,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 29,3%.

В январе-сентябре текущего года финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%.

В январе-сентябре 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.

В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

 

 

 


Информация о работе Модели макроэкономического равновесия. Проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь