Модели развития современного российского менеджмента в организациях и предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. Профессия «менеджер» как таковая в настоящее время востребована, так как страна после перехода к рыночным отношениям нуждается в грамотных руководителях, которые умели бы руководить людьми и предприятием, знали бы все технологии предприятия, методы успешного решения основной задачи производства, получения прибыли, а также сотрудничать на взаимовыгодных условиях с другими предприятиями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1.Этапы и тенденции развития российского менеджмента…………………………4
1.1. Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е годы………….4
1.2. Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный период………………………………………………………………………………….11
1.3. Перестройки системы управления……………………………………………14
2. Модели развития современного российского менеджмента в организациях и предприятиях………………………………………………………………………….20
2.1. Социально-экономические основы современного менеджмента…………20
2.2. Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента в современной системе менеджмента…………………………………………………………………23
2.3. Проблемы формирования российской модели менеджмента………………31
Заключение……………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

литовченко2.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

60-70-е гг. характеризуются активным  изучением зарубежного опыта  по проблемам организации управления  производством. Проводится значительная  работа по совершенствования  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров.  Ухудшение социально-экономического  положения в стране  продолжалось. Выход из создавшегося положения  апрельский (1985г.) Пленум ЦК КПСС  нашёл в ускорении социально-экономического  развития страны. Было принято  решение о создании целостной  системы управления. Были намечены  пути реализации этой концепции: перестройка всех сторон нашей  общественной жизни, курс на развитие  гласности и демократии, техническую  реконструкцию всех отраслей  народного хозяйства на основе  опережающего роста машиностроения. Была провозглашены новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.  


Перестройка, начатая Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым в 1986г.,   не имела под собой твёрдой базы. Её содержание  и  методы проведения не были поняты никому. Проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР.  Так, ещё в июне 1985г. было проведено совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения НТП. Важным было принятое на нём решение об отказе от остаточного принципа выделения средств на реализацию социальных проблем. Январский (1987г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на широкую демократизацию жизни общества и создание к 1990г. целостной системы управления с хозяйственным механизмом (эта система называлась радикальной экономической реформой). В период времени с 1985г. по 1989г. было проведено большое количество разнообразных экономических экспериментов по отдельным отраслям и предприятиям, направленных на проверку результатов новых методов планирования и управления. Концепция перестройки была развита на  XXVII съезде КПСС и 1-ом съезде народных депутатов СССР  (1989г.).

Радикальная реформа управления ставила своей целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства  на всех иерархических уровнях,  к управлению интересами и через интересы,  к широкой демократизации управления,  всемирной активизации человеческого фактора. Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожидаемых от неё результатов.  Произошло дальнейшее обострение кризиса:  пятилетние и годовые планы не выполнялись, увеличилась эмиссия денег, продолжала расти внешняя задолженность, рос дефицит государственного бюджета. В этот период времени произошли серьёзные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую и направляющую роль, была провозглашена  многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появилась оппозиция,  открыто выступающая против  политики  президента  М.С. Горбачёва. В соответствии с рекомендациями депутатов,  прозвучавшими на первом съезде народных депутатов СССР,  правительством СССР  под руководством  Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку.  Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности  и государственном регулировании экономики при помощи налогов,  налоговых льгот и финансовых санкций,  а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения. 

В стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.  

Социальная комиссия, возглавляемая академиком  А.Г. Аганбегяном,  предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным  отношениям8:

1) внесение  отдельных элементов рынка в  существующую командно-административную  систему управления;

2) быстрый  переход к рынку без какого-либо  государственного регулирования;

3) создание  системы управления на основе  регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования  системы управления соответствовал  предложениям правительства. 

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина1, подготовила программу, получившую название «500 дней»,  в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку.  Эта программа многими учёными рассматривалась как  «шоковая терапия». 

По итогам рассмотрения дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку.  В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной  системы  управления.  

С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.  К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления,  следует отнести:

  • разгосударствление собственности;
  • создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
  • создание нормативной  базы,  необходимой для  становления и развития рыночных отношений в стране;
  • образование новых рыночных структур управления9.

Был создан Государственный комитет  РСФСР  по управлению  государственным имуществом и соответствующие комитеты на местах.  Некоторые отраслевые министерства были преобразованы в корпорации или холдинги,  созданы  коммерческие банки, биржи,  фирмы и большое количество самых разнообразных акционерных обществ. 

Приватизация,  в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом  и условием перехода к рыночной экономике.  Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации их  в акционерные общества открытого типа.  Были разработаны основные способы приватизации и три варианта льгот,  предоставляемых предприятиям при приватизации1.  

Для развития системы управления на основе рыночных отношений в нашей стране сделано очень много.  Создана законодательная юридическая база,  разработаны многие десятки нормативных документов.  С 1января 1995г. введён в действие Гражданский кодекс РФ,  разработаны федеральные законы: Об акционерных обществах, О несостоятельности (банкротстве), о банках и банковской деятельности   и  др.  

 

 

 

2. Модели развития современного  российского менеджмента в организациях и предприятиях

2.1. Социально-экономические основы  современного менеджмента

Формируя социально ориентированную экономику в России, необходимо решить главный вопрос: как и сколько платить. Если платить по труду, то надо учитывать, что труд — это процесс совместной деятельности, он не имеет стоимости, его нельзя взвесить. Не следовало бы мудрить, вводя различные измерители этого процесса, в частности нормативы — условные, абстрактные и т.д. Платить надо за полезность создаваемого продукта, оплата должна зависеть от потребительной стоимости. Платить не по затратам, а по конечному результату труда, выкристаллизовавшемуся в стоимости проданного продукта труда и оказанных услуг.

Следует строить государство и общество с общедемократическими идеалами на основе воссоздания таких социально ориентированных структур, в рамках которых взаимодействовали бы религиозные традиции, формы семейного воспитания, сохранялся определенный социальный контроль за молодым поколением, гуманизацией общества…

Ранее считалось, что экономика функционирует согласно закону планомерного и пропорционального развития. Провозглашенный волевым образом закон не сработал. А постулат о единстве и согласованности экономических интересов общества, коллективов и работников носил абстрактный характер, и его действие на практике не ощущалось. Ясно одно: активизация деятельности людей зависит от действенности мотивационного механизма, который до сих пор недооценивается.10

Нужно также помнить, что чем больше ограничений имеет малоорганизующаяся система, тем больше она требует ресурсов и энергии для поддержания своего существования, следовательно, развивается труднее, медленнее, чем система без лишних ограничений.

Динамика развития сложных материальных процессов всегда нелинейна и многовариантна, и тот процесс, который реализуется в действительности, зависит от множества факторов, даже мельчайших. Нужно иметь в виду, что приближаться к оптимальным решениям или выходить из неожиданных ситуаций может лишь та система, которая раскрепощена, имеет экономическую свободу, свободу организации, свободу мышления и слова.

Необходимо учитывать, что рынок может быть только неравновесным, в лучшем случае, в идеале, — рынком в состоянии текущего равновесия, так как мощный прессинг научно-технического прогресса приводит к тому, что точка равновесия все время смещается. Любые установки и нормативы губительны для НТП, а творить его необходимо, творить на свободном рынке, где ни покупатель, ни производитель, ни торговец не знают никаких ограничений, кроме моральных норм.

В настоящее время выдвигается идея о том, что, во-первых, экономике присуща диссипативная структура; во-вторых, производственные процессы развиваются в сторону дезинтеграции, т.е. распыления; в-третьих, возникает необходимость выяснения роли технологических разрывов в экономическом процессе.

Диссипативность — это сущность динамического развития экономики. Главной движущей силой упорядоченности и самоорганизации социально-экономических систем является удаленность от равновесия, что прямо противоположно утопическому стремлению некоторых ученых-экономистов к равновесию. Такой принципиально новый подход к формированию рыночного механизма позволяет создавать гибкие, самоорганизующиеся и самоуправляемые структуры различных форм собственности. Экономика России может выжить только в том случае, если она будет совмещать разнообразные формы собственности, в том числе с частным сектором как наиболее оправдавшим себя во всем мире. Совмещение многообразных форм собственности должно осуществляться не путем волевого разделения долей государственного сектора, а в условиях свободной конкуренции на рынке.11

Увеличение потоков информации не является самоцелью, а служит главным образом инновационным средством, т.е. способствует увеличению производства наукоемкой продукции: новой продукции, новых видов услуг, новой технологии и средств производства, новых форм организации производства и др.

Успех в конкурентной борьбе невозможен без технологического обновления производства, ресурсосбережения. Справедливо и обратное: непрерывное изменение экономических структур способно стимулировать изменения в технологии. Значит, условие выживания социально-экономических систем как диссипативных структур заключено в их непрерывном изменении, в разнообразии экономических укладов и свободе переходить в любой из них, в радикальном изменении значения обратной связи, что может осуществиться только на свободном рынке, но не при административной системе, сигналы от которой поступают с опозданием, искажением.

Основами эффективного производства в рыночной экономике являются технология и прогрессивный механизм ее реализации. Между затратами на технологию и эффективностью производства имеется связь, похожая на вытянутую по строке S-образную кривую. Вначале затраты больше, а отдача меньше, затем отдача резко возрастает при довольно скромных затратах, в последующем эффективность падает и, достигнув предела, уже не зависит от финансовых вливаний. Предельные состояния — это неотъемлемая часть жизни, когда достижение нового уровня технического прогресса становится все более трудным и дорогостоящим.

Кардинальное средство избежать потерь и чрезмерных затрат — переход на новую S-образную кривую, так как их смена — это и есть технический прогресс (ТП). Ключ к успеху — это нововведения. Для предприимчивых менеджеров нет более ответственного момента, чем кардинальная и своевременная смена технологий, т.е. переход с одной S-образной кривой на другую.

За рубежом такой переход называют технологическим разрывом. Если эволюционное развитие технологии путем некоторого улучшения старого процесса позволяет достичь успеха, то переход может дать 10-кратный выигрыш, прибыль в 100—500%. Однако этот переход вносит дезорганизацию в производство. Именно в этот момент по статистике погибают 7 из 10 фирм. Погибают те, которые не учитывают, что в предпринимательском мире наступила четвертая эра технологического разрыва (ТР) — эра управления технологическим обновлением (УTO).

Меняется само содержание ТП: это уже не функция времени, а функция затрат на новую технологию. Главным сейчас становится экономический выигрыш в перспективе за счет сегодняшнего вложения средств. Ни одна другая сфера управления не может сравниться с УTO по потенциалу роста производительности труда. Эра УTO набирает ускорение. SS-переходы учащаются и становятся круче. Главное средство преуспеть — это конкурировать с самим собой, своевременно осуществляя переходы. Сегодняшняя экономичность за счет упущения технологической результативности — самоубийство, так как старая технология весьма уязвима в условиях конкуренции.12

Выход из этой сложной фазы — непростое дело: необходимы политическая стабильность, национальное согласие, научно обоснованная уверенность в завтрашнем дне, профессиональные руководители в системе государственного управления и опытные менеджеры рыночных структур.

 

2.2. Взаимосвязь форм собственности  и систем менеджмента в современной системе менеджмента

Перестройка системы хозяйствования — одно из важнейших направлений реформирования экономики России. Особое значение она имеет на уровне предприятий, организаций, объединений, акционерных обществ, которые здесь объединены термином «корпорация», или «социально-экономическая система», так как основные методологические и практические рекомендации могут быть применены и к коммерческим, и к некоммерческим организациям.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации термин «предприятие» сохранил свое значение только для групп предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы:

Информация о работе Модели развития современного российского менеджмента в организациях и предприятиях