Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотреть особенности взаимодействия человека и организации.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть проблему установления взаимодействия человека и организационного окружения;
Раскрыть личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения;
Исследовать модель взаимодействия человека и организационного окружения;
Введение 3
1. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 5
2. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения 11
3. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызвать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик воспринимающего.
То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, существенно зависит от двух групп характеристик воспринимающего:
• уровня глубины видения ситуации;
• личностных и социальных характеристик воспринимающего.
В одном и
том же явлении одни люди способны
увидеть только его отдельные, упрощенные
и поверхностные
Положительные личностные и социальные характеристики воспринимающего в основном проявляются в терпимости к неопределенности, в готовности открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доброжелательном восприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, терпимости к новому и неясному, способны лучше понять новых людей, а закомплексованные, с однозначным взглядом на явления воспринимают других с трудом и неадекватно реальности: они склонны приписывать им те черты и характеристики (преимущественно отрицательные), которых нет, и, наоборот, не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние на восприятие:[4, c. 232]
1) место, в котором происходит встреча;
2) по поводу какого дела или в связи с чем состоялась встреча;
3) кто или от чьего имени организовал встречу. Например, восприятие человека, рекомендованного для
встречи уважаемым или высокопоставленным лицом, может существенно отличаться от восприятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.
3. Критериальная основа поведения. Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимозависимости, взаимовлиянии. Однако, несмотря на это, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:[9, c. 129]
1. С позиции
взаимодействия человека с
2. С позиции
организации, включающей в
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек. (Приложение 3)
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку.
В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет иную модель.
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важным связующим звеньями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников – вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т.д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В тоже время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т.д.
Для большинства
людей их работа является первичным
источником социального взаимодействия.
Коммуникативность, которая осуществляется
в группе, является механизмом, с
помощью которого члены группы выражают
свое отношение к происходящему.
Тем самым коммуникативность
способствует эмоциональному выражению
работников и позволяет реализовать
социальные потребности. Существенно
значение имеет и функция
Коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикально подразделяется на нисходящее и восходящее.[3, c. 52]
Горизонтальное направление. Когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня.
Коммуникация в организациях – это сложный и динамический процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются модели коммуникации.
Коммуникация как действие. Ее модель представлена на рис. 1. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящие из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получения информации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В это модели нет места для обратной связи.
Коммуникация как взаимодействия. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели – коммуникации как взаимодействия (рис. 1). Данная модель неоднократно критиковалось за неточность. Более позднее модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми.
Рис. 1 Модель коммуникации как взаимодействия
Рис. 2 Развернутая модель коммуникации
Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полным, поскольку отражают коммуникацию как процесс (рис. 2). Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс
коммуникации больше не рассматриваются как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы.
Человек составляет
основу организации, ее главное богатство.
Однако с позиций управления нельзя
говорить о человеке вообще, так
как все люди разные: они отличаются
друг от друга поведением, способностями,
отношением к своему делу и организации,
а также потребностями и
Но проблема
управления человеком в организации
не сводится только к взаимодействию
работника и менеджера. В любой
организации человек работает в
окружении коллег, товарищей по работе.
Он является членом формальных и неформальных
групп. И это оказывает на него
исключительно большое влияние,
либо помогая более полному
Информация о работе Модель взаимодействия человека и организационного окружения