Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 13:58, реферат
Напомню, что компетенции в модели для конкретной компании и должности делятся на корпоративные, управленческие и профессиональные. Корпоративные являются общими для всех сотрудников компании. Управленческие, как правило, являются общими для всех руководителей Некоторые могут быть общими для некоторой группы руководителей. Например, компетенция может входить в набор управленческих компетенций топ-менеджеров и не входить в набор всех остальных управленцев. Профессиональные компетенции специфичны для конкретных должностей и групп должностей. Например, одна профессиональная компетенция может быть общей для всех сотрудников фронт-офиса.
Метод |
Описание метода |
Преимущества метода |
Предназначен |
«Дедуктивный» |
Индикаторы выделяются с помощью метода репертуарных решеток, на базе интервью с первыми лицами компании |
|
Для всех компаний, работающих в высоко конкурентной среде |
«Индуктивный» |
Индикаторы создаются на основе контент-анализа интервью успешных и не успешных работников |
|
Для крупных компаний с четко прописанными бизнес-процессами, работающими на стабильном рынке |
«Прямых атрибутов» |
Индикаторы создаются в ходе «мозгового штурма», где ранжируются «карточки компетенций» |
|
Для малых и средних компаний, желающих быстро и не затрачивая больших средств иметь индивидуальную модель компетенций |
В последние годы функции HR-менеджеров расширяются. Если раньше, 5-7 лет назад, это были во многом координирующие функции, то теперь HR постепенно становится реальным партнером для бизнеса. Во многих компаниях уже есть такая должность.
Возьмем, к примеру, крупный иностранный банк. Каждый HR как бизнес-партнер отвечает за определенное структурное подразделение (аудит, инвестиционный департамент и т.д.), является полноправным участником совещаний и находится в тесной взаимосвязи с бизнесом. Таким образом, HR-специалистам становится проще понять и удовлетворить потребности бизнес-подразделений.
Значительно
выросли требования к образованию HR-бизнес-
В последнее время функции рекрутинговых агентств также существенно расширились. Многим компаниям и банкам уже недостаточно просто получать подходящие резюме соискателей, важно также, чтобы агентство было в курсе особенностей их бизнеса и подбирало кандидатов с учетом этих особенностей. Нередко представители рекрутинговых агентств также участвуют во встречах с бизнес-подразделениями на правах HR-партнеров.
Очень важный момент,
который входит в функционал HR-бизнес-
Требования к образованию HR-бизнес-
В условиях постоянного изменения среды — появления новых технологий, товаров и услуг, а также повышения конкуренции на рынке — компании особенно заинтересованы в том, чтобы найти уникальный «рецепт», позволяющий им оставаться успешными и быть хотя бы на шаг впереди в борьбе за потребителя.
Многие
бизнес-рецепты уже подтвердили свою состоятельность,
например, внедрение эффективных методов
организации деятельности (управление
результативностью через систему сбалансированных
показателей, управление качеством), совершенствование
процессов («шесть сигм») и др. Естественно,
для успеха нужны и ресурсы — финансы,
сырье, оборудование, информация и, конечно
же, люди. Уверена, что в правильности слов
Питера Друкера (Peter Drucker): «Самым ценным
активом любой организации XXI века станут
работники умственного труда и их производительность»,
уже никого не надо убеждать.
С повышением уровня автоматизации и совершенствованием
технологий все сложнее найти людей, которых
можно отнести к «синим воротничкам».
Интеллектуальный труд, в отличие от физического
(например, сборки изделия на конвейере),
в меньшей степени регламентирован, «запрограммирован»
на выполнение строго определенных действий.
Для достижения поставленных задач работник
умственного труда должен самостоятельно
планировать свои действия, а ценность
его вклада определяется тем, насколько
правильно он понимает свою роль и насколько
рационально выбирает пути достижения
намеченных целей. Расширение автономности
и самостоятельности сотрудников — это
ресурс для роста производительности
труда, а значит, и расширения конкурентных
преимуществ компании.
Бизнес совершенствуется через развитие
работников, но желание и способности
развиваться нельзя в готовом виде «купить
на рынке». Эффективность труда можно
повысить за счет реализации уникальных
индивидуальных способностей людей —
их знаний, умений и опыта, личностных
особенностей, которые проявляются в поведении
и отношении к делу, в увлеченности и инновативности.
Способности конкретного человека проявляются
по-разному, в зависимости от организации,
в которой он работает, поэтому одной из
важнейших задач управления
персоналом является обеспечение
условий для реализации внутреннего потенциала
каждого своего сотрудника. Это позволит
компании осуществлять самые смелые стратегии.
Рассмотрим
особенности управления
персоналом на основе модели компетенций.
Сначала дадим определение основных понятий.
Компетентность — это
умение выполнять свои рабочие функции
в соответствии с предусмотренными должностью
стандартами. Причем компетентность
подразумевает демонстрацию умений на
деле — в реальных рабочих ситуациях (включая
связанное с этим психологическое давление),
а не только знание теории или понимание
того, как это делается.
Компетенции — комплекс
требуемых характеристик (качеств) работника,
которые он проявляет в реальной деятельности
для успешного достижения поставленных
целей в конкретных условиях. К компетенциям
относятся как знания и навыки, так и личностные
характеристики: врожденные способности,
эмоциональные особенности и волевые
установки, проявляющиеся в поведении.
Таким образом, эти понятия близки и взаимосвязаны:
чтобы быть компетентным (уметь выполнять
требования), надо обладать компетенциями
(иметь необходимые деловые качества).
Длительное время для оценки компетентности
использовались такие показатели, как
профессиональные ЗУН (знания, умения
и навыки) и опыт. Они считались универсальными,
поэтому использовались во всех организациях.
В поисках путей повышения производительности
были проведены серьезные исследования
особенностей работы успешных сотрудников.
Эти работы позволили выявить качества
(компетенции), за счет которых лучшие
сотрудники («звезды») достигали успеха,
в отличие от работников среднего уровня.
Например, при анализе результативности
инженеров и ученых-компьютерщиков в AT&T
Bell Labs было установлено, что «звезды» в
восемь раз продуктивнее, чем обычные
сотрудники. На первый взгляд, все работники
компании имеют схожие компетенции
и даже приблизительно одинаковый уровень
IQ (коэффициент интеллекта), поскольку,
не обладая высоким уровнем развития технических
компетенций и выдающимися «способностями
думать», попасть на такую работу невозможно.
Но исследователи выяснили, что «звезды»
и «аутсайдеры» производительности отличаются
стратегией деятельности — тем, как именно
они работают, проявляют инициативу, поддерживают
контакты и т. п.
В чем же ценность этих открытий для практиков?
Как оказалось, компетенциям,
которые помогают быть успешным, можно
научиться, а значит, производительность
всех сотрудников возможно повысить до
уровня «лучших». Описав компетенции,
позволяющие достичь выдающихся результатов
на каждом конкретном рабочем месте, и
систематически стимулируя их развитие,
компания сможет добиться значительных
успехов. Более того, изменяя с помощью
целенаправленного обучения и развития компетенций
сотрудников, организация сможет управлять
своим развитием.
Сложность состоит в том, как выявить компетенции,
обеспечивающие успешность деятельности
в каждой конкретной компании — с учетом
особенностей ее стратегии, стиля управления
и корпоративной культуры. Ведь важно
не столько описать компетенции, сколько
четко сформулировать поведенческие индикаторы,
показывающие, как каждая компетенция
реализуется.
Традиционно функциональные обязанности
сотрудников описывались через перечисление
основных функций и действий, разбиваемых
затем на еще более мелкие операции. Проанализировав
качества, которыми должен обладать специалист,
для того чтобы выполнять эти операции,
и сгруппировав схожие элементы рабочего
поведения (демонстрируемых действий),
мы получим описание компетенций
через поведенческие индикаторы.
Это будет стандартный набор компетенций
для выполнения требований должности.
Если в описании должности действительно
учтены все нюансы, и сама работа (или рабочая
ситуация) не претерпевает существенных
изменений, то демонстрация человеком
высокого уровня заданных компетенций
станет основой успеха.
Как мы уже отмечали, очень успешные работники
демонстрируют особое поведение, которое
не всегда можно оценить, анализируя формализованные
в регламентах должностные обязанности.
Выявив особенности рабочего поведения
«звезд», можно дополнить ими стандартные
требования. В результате мы получим идеальный
набор компетенций должности, развивая
которые все работники смогут достичь
исключительно высоких результатов.
Информация о работе Модель компетенций: стержень HR-процессов компании