Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:38, курсовая работа
Поэтому целью моей работы является описание программы организации мониторинга внедрения федеральных государственных стандартов начального общего образования.
Задачи:
- дать общую характеристику мониторингу деятельности образовательного учреждения;
- изучить федеральный государственный стандарт второго поколения, его цели и задачи;
- выявить факторы риска мониторинга введения ФГОС НОО и возможности их преодоления при проектировании мониторинга;
- обозначить систему показателей и критериев мониторинга;
- систематизировать подготовку участников реализации мониторинга.
В связи с этим предлагаемый вариант мониторинга введения ФГОС НОО построен таким образом, чтобы системообразующим объектом мониторинга стала именно ориентация школы на достижение новых образовательных результатов. Такое построение мониторинга определяет его валидность, направленность на получение системной информации о ходе реализации ФГОС НОО.
Были выделены следующие факторы риска, которые могут помешать получить информативную и объективную обратную связь.
А) Отсутствие в современном образовательном сообществе единого профессионального языка.
В федеральном образовательном стандарте начальной школы, а также в примерной образовательной программе дается общая характеристика таких понятий, как «компетентности», универсальные учебные действия» и пр. Однако в настоящее время большинство педагогов не владеют операциональным пониманием данных явлений, т.е. не знакомы с тем, как их формировать или диагностировать на практике. Отчасти это связано с тем, что целый ряд УМК, по которым в настоящее время работает начальная школа, не отвечает требованиям нового стандарта (данные были получены в ходе исследования, проведенного Московским центром качества образования). Это приводит к тому, что целый ряд ключевых терминов нового стандарта понимается педагогами по-разному, в зависимости от используемой ими примерной программы по предмету и УМК. В результате обнаруживается следующий феномен: у педагогов часто создается иллюзия понимания таких понятий, как «учебная задача», «учебное сотрудничество», при отсутствии подлинного владения их содержанием. Таким образом, у участников образовательного процесса часто отсутствует «знание о своем незнании» ключевых для нового стандарта терминов.
Этот фактор риска предполагается преодолеть следующим способом: максимально развернуто определить универсальные учебные действия, что позволит сделать опросники для педагогов, руководителей муниципального уровня и родителей не только диагностическим, но и образовательным инструментом, позволяющим точно определить суть требований стандарта. В этом случае мониторинг введения ФГОС НОО может стать одним из механизмов введения «единого профессионального языка». Создание подобных подробных опросников позволит сделать процедуру релевантной.
Б) Трудности получения объективных результатов мониторинга.
Эта трудность может появиться в связи с тем, что образовательные учреждения и муниципалитеты могут оказаться заинтересованными в получении «благополучной» картины введения ФГОС. Этот фактор риска предполагается преодолеть следующими способами:
Такая формулировка вопросов делает исследование релевантным.
1.5. Обоснование отбора объектов мониторинга
Релевантность мониторинга проявляется в том, что анализируются все требования ФГОС НОО: к результатам образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандарта.
В соответствии с этим в модели мониторинга выделяются следующие объекты:
Подобный выбор объектов мониторинга позволяет получить полноценную картину готовности образовательных учреждений к введению ФГОС НОО и динамику изменения этих параметров в последующие годы.
Сравнение исходного и актуального состояния каждого из объектов мониторинга позволит сделать выводы о том, насколько успешными являются действия органов управления образованием и образовательных учреждений субъекта РФ по созданию всей совокупности условий, обеспечивающих эффективное введение ФГОС.
Анализ характеристик каждого объекта мониторинга позволит выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, обнаруживать зоны конфликтов и напряжений в системе образования, обнаруживать источник этого напряжения и проектировать действия по их устранению.
1.6. Система показателей и критериев мониторинга
Для каждого из названных объектов были отобраны показатели, позволяющие определить, насколько выполняются образовательными учреждениями требования государственного стандарта.
Характеристика выборки
Эта группа показателей позволяет получить статистическую информацию о выборке, а также ее характеристиках, что позволит делать аналитические заключения при рассмотрении результирующих показателей, полученных на основе автоматизированной обработки первичных показателей.
Показатели по системе оценки метапредметных образовательных результатов
В качестве показателя используются данные о методической готовности учителей оценивать метапредметные результаты. Эта группа показателей является важнейшей для данного мониторинга, поскольку ключевым отличием нового стандарта является ориентация на результаты нового типа – универсальные учебные действия. Отсутствие в образовательном учреждении системы оценки метапредметных результатов может стать тревожным сигналом о проблемах реализации федерального стандарта. Показателем наличия системы оценки метапредметных результатов является наличие в арсенале педагога инструментария оценки универсальных учебных действий. При этом выявляется информация и о наиболее распространенных типах инструментов (их перечень задан в примерной образовательной программе НОО).
Кроме того, задается вопрос о планируемом включении оценки универсальных учебных действий в итоговую оценку по результатам начальной ступени образования. Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету в конкретном классе, оснащенность педагогов для оценки каждого из универсальных учебных действий в каждом образовательном учреждении и муниципалитете. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из учебных действий нуждаются в дополнительном методическом сопровождении.
Итоговым по данному блоку является региональный показатель общего уровня методической оснащенности учителей для оценки метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем действия существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.
Показатели по структуре образовательной программы
В мониторинг входят такие показатели, как количество часов в учебном плане, отведенных на внеаудиторную деятельность и среднее количество часов внеаудиторной деятельности в учебном плане, отведенное на одного ученика. Также задается вопрос о том, финансируется ли из бюджета субъекта РФ внеурочная деятельность. Эти данные позволят определить, осуществляется ли учебная работа во внеурочных формах.
Показатели по условиям обеспечения реализации ФГОС
В мониторинге отслеживаются наличие следующих условий реализации ФГОС НОО: финансово-экономических, методических, информационных, материально-технических, нормативно-правовых, кадровых. Для выполнения требования компактности в мониторинг включены были только те показатели, которые специфичны для требований нового стандарта и направлены на появление новых образовательных результатов.
Промежуточными по данному блоку являются следующие показатели: оснащенность педагогов для формирования каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету, оснащенность педагогов для формирования каждого из универсальных учебных действий в каждом образовательном учреждении и муниципалитете. Эти данные позволят проявить, насколько педагоги готовы к формированию универсальных учебных действий и какие из них вызывают наибольшие трудности у педагогов.
Итоговым по данному блоку является региональный показатель общего уровня методической оснащенности учителей для достижения метапредметных результатов. Он позволяет выяснить, какую долю составляют классы, в которых по всем действия существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.
Кроме того, к методическому оснащению относится такой показатель, как наличие современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.).
1.7. Система подготовки участников реализации мониторинга.
Проведение мониторинга требует подготовки участников его реализации в каждом из субъектов Российской Федерации.
Цели подготовки:
Этапы подготовки участников мониторинга:
Таким образом, представленная модель мониторинга:
Информация о работе Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования