Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
Описать основные виды молодежных субкультур.
Введение
1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия
1.1 Понятие «субкультуры» и история термина
1.2 Понятие «контркультуры»
1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
1.4 Причины появления молодежных субкультур
2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
2.1 Основные черты и функции субкультуры
2.2 Классификация субкультур
3. Обзор молодежных субкультур
3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
3.2 Исчезнувшие субкультуры
3.3 Социальноопасные субкультуры
3.4 Субкультуры близкие к опасным
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
3.7 Эмо и готы
Заключение
Список литературы
Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.
В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:
Табл.2. Базовые субкультуры8
№ п/п |
Базовая субкультура |
Состав |
Базовый принцип объединения |
1. |
Ролевое сообщество |
Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др. |
эскапизм |
2. |
Хиппи-ориентированная |
оставшиеся группы хиппи, индеанисты, растаманы |
Социально ориентированная деятельность |
3. |
Панк-ориентированная |
Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат |
Агрессивное поведение |
4. |
WP |
(Националисты-ксенофобы – WP - сообщество):
помимо бонхедов (наци-скинов), включает
ассимилированные движения |
Агрессивная деятельность |
5. |
Некрофетишисты |
Метелисты, сатанисты, готы |
Эстетизация оккультизма |
Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.9
Уровни (стадии) развития субкультур
Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.
Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.
Стадии развития молодежных субкультур.
Табл.3. Стадии развития молодежных субкультур10
Стадия развития |
Условное название |
Нормы поведения |
Способы социализации |
Социальные институты |
Культурное разнообразие |
Примеры |
1. |
Фанская субкультура |
Нормы поведения будут те же, что и в общемолодежной субкультуре или же в соответствующих возрасту субкультурах |
Отсутствуют специфические свойства социализации |
Могут присутствовать коммуникативные механизмы, направленные на оптимизацию собственной деятельности отдельного участника |
Однообразная система, связанная с концентрацией на единственном общем объекте внимания (форме деятельности или культурном герое – «кумире») |
Фаны «Иванушек- Интернешнл», поклонники музыкальных направлений и др |
2. |
Развитая фанская субкультура |
Появление субкультурных норм, явно выделяющих адептов из круга общемолодежной субкультуры. |
Развиты достаточно слабо. Заимствование поведенческих моделей «кумира» или референтных представителей формирования. |
Коммуникативные механизмы, направленные на организацию совместных действий |
Низкое разнообразие этических и эстетических ценностей, относящихся к узкому культурному контексту (подражание кумиру) |
«Правые» алисоманы, «химозники» |
3. |
Развитая субкультура |
Появление норм и традиций собственно движения, образа идеального представителя. |
Формирование собственного нормоформирующего слоя и специфических социальных институтов, обеспечивающих диахронное развитие движения. |
Наличие разнообразных социальных институтов |
Формируются легенды, традиции движения, появление собственного творчества. При переходе к данной стадии от первых двух может сохраняться специфическое самоназвание (образованное от названия деятельности или имени «кумира») |
«Левые» алисоманы, киноманы, панки |
4. |
Альтернативная культура (в т.ч. наличие потенциа льных возможностей) |
Нормы движения обосновываются не только собственными традициями, а теми или иными явлениями мирового культурного наследия |
Появление альтернативных форм и методов социализации |
Социальные институты зачастую могут подменять социальные институты общества. |
Включение в более широкий контекст мировой культуры |
Хиппи, готы (декаданс-крыло) |
5. |
период размывания |
Нормы движения обедняются. Специфическое поведение теряет основу. Традиции не соблюдаются |
Горизонтальны е схемы коммуникации, социализация не выполняет функцию диахронного существования движения |
Социальные институты теряют деятельную составляющую. Размывание социальных институтов |
Культура движения переходит в общемолодежную моду. |
Хиппи, скинхеды |
Динамика развития субкультуры
Изначально субкультура появляется на основе уже имеющихся субкультур, возможно за счет раскола субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.
Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных стадий развития, и в итоге может либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.
Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения11
Данная классификация вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже имеющихся на данной территории местных субкультур.
Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» — приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная субкультура – пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.
Адаптивная субкультура – субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной субкультуры в конкретных местных условиях.
Оригинальная субкультура - субкультура, самостоятельно возникшая в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным западным субкультурам, без влияния со стороны последних.
Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
«По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.
Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.
Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру». 12
Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям.
Хиппи
Большое развитие эта субкультура получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны.
Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается.
Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи
В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране.
Флэт – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания. Система «вписок» была важным социальным институтом хиппи.
Вот основные характеристики хиппизма13:
• Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни.
• Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.
• Аскетизм.
• Экспрессивность и сексуальная свобода; осуждение сексуальной эксплуатации.
• Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг "Make Love Not War").
Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.
Признаки хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах14:
1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного изображения лапки голубя в круге, символизирующее идеологию
4. Ношение
хайратника – полоски из
5. Ношение ксивника – маленькой нашейной сумочки прямоугольной формы на шнурке, предназначенной для ношения документов, денег, сигарет т.п.
6. Ношение браслетов – «фенек». Создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески.
7. Демонстративное хождение босиком, в местах для этого не предназначенных. Например, в городе.
8. Демонстративная неухоженность внешнего вида, разной степени санитарно-гигиенические проблемы.
Люберы
Еще одна субкультура, которой на данный момент не существует, это люберы.
Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» — целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т.д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.
Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).
Скинхеды
Самые первые скинхеды появились осенью 68-го года в Англии. Это суровые парни, ненавидящие расслабленных наркоманов-хиппи и молодых буржуйских мажоров.
Однажды, в 69-ом году, в портовом лондонском кабаке произошла драка между морскими пехотинцами и первыми скинхедами. Первый бой для бритоголовых закончился поражением. После этого скины заузили брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые ботинки. Так установился стиль одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, было приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные для бега, короткие куртки - "бомберы" без воротника, для того чтобы противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые - символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Название скинхэды образовалось по внешнему виду - бритым или шарообразным головам.