Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:42, курсовая работа
Цель работы – изучение современных механизмов мотивации. Для до-стижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, функции и основные принципы мотивации трудо-вой деятельности, экономические и неэкономические методы стимулирова-ния;
- рассмотреть систему внутренней и внешней мотивации;
- проанализировать основные теории мотивации трудовой деятельно-сти;
- рассмотреть методы мотивации;
- понять сущность мотивации персонала в современных организациях.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы системы мотивации персонала………5
1.1 Система мотивации персонала, понятия и основные элементы……….6
1.2 Внешняя и внутренняя мотивация………………..….………...………..9
1.3 Классические теории мотивации трудовой деятельности ....................11
Глава 2Мотивация в менеджменте современных организаций…….20
2.1 Методы мотивации персонала………………………………………….20
2.2 Мотивация персонала в современных организациях………………….21
Заключение………………………………………………………………….33
Библиографический список………………………………………………35
Оценка затрат и результатов субъективна, причем особенно высок субъективизм в отношении других лиц, о которых человек может судить лишь на основе догадок и отрывочной информации.
Если в результате всех оценок и сопоставлений делается вывод, что нарушений нет, мотивирующие факторы действуют нормально; если же они обнаруживаются, а тем более становятся хроническими, то происходят демотивация личности, снижение деловой активности, в результате чего эффективность труда понижается.
Человек начинает «восстанавливать справедливость» путем: требований повышения заработной платы, улучшения условий труда, продвижения по службе; использования различных противоправных способов увеличения дохода; регулирования личной производительности (темпа и рациональности работы); перехода в другое подразделение или увольнения. В то же время, если людям переплачивают, большей частью свое поведение они менять не склонны.
Поскольку подобного рода оценки весьма субъективны, необходимо иметь четкие критерии вознаграждения, основывающиеся на точных исследованиях и учитывающие психологию людей, что помогает смягчить коллизии в случае расхождения мнений. Кроме того, Как показывает практика передовых организаций, позитивную роль играет возможность открыто обсудить спорные вопросы, связанные с вознаграждением, исключение каких бы то ни было тайн в отношении его величины у каждого из сотрудников, создание благоприятного морально-психологического климата.
Теория постановки целей Э. Локка исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы. Причем ее результативность во многом определяется такими характеристиками целей, как приверженность человека к ним, их приемлемость, сложность и т.п.
Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться, несмотря на сложность и специфику работы, и больших результатов сумеет добиться в процессе их достижения. Но особенно велика роль в успешной реализации целей приверженности, а также надлежащей организации работы и способностей исполнителей. В соответствии с теорией постановки целей значительное воздействие на мотивацию работника оказывает и полученный результат. Если он позитивен, исполнитель остается удовлетворенным собой, и его мотивация повышается, а в противоположном случае происходит обратное. На удовлетворенность или неудовлетворенность достигнутым результатом влияет его внутренняя и внешняя оценка.[2с.129]
В целом классическими принципами мотивации считаются:
- создание атмосферы взаимного доверия, обратная связь;
- сохранение занятости;
- предоставление новых возможностей для продвижения в должности и проч.;
- защита здоровья и обеспечение благоприятных условий труда;
- справедливое распределение доходов и эффекта;
- возрастание премиальной части оплаты труда. [7с.58]
На практике все эти формы используются совместно в той или иной пропорции в зависимости от характера организации и специфики внутренних процессов в ней.
Рассмотрев вышеизложенное мы можем сделать вывод, что существуют классические трудности при создании системы мотивации персонала:
- недостаточное понимание значения мотивации персонала;
- преобладание «карательной» системы мотивации персонала;
- не учитываются ожидания и интересы сотрудников;
- значительный интервал между получением результата и поощрением;
- нет мониторинга системы мотивации;
- отсутствие поддержки системы мотивации;
- отсутствие у персонала информации о факторах мотивации;
- нестабильность системы мотивации.
Глава 2 Мотивация в менеджменте современных организаций
2.1 Методы мотивации персонала
Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может
быть разделена на организационно-
В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
– Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
– Организационно-
– Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся: анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. «Применение социально-психологических методов в менеджменте, в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применение при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)»[20].
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизировать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации. [7с.75].
2.2 Мотивация персонала в
Между тем, жизнь не стоит на месте и «…тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает» [22с.34]. Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на усилие внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы [12с.18]. Основные формы партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.
Особое внимание заслуживает подход к управлению персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации[17с.58].
По мнению авторов, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в, то, же время, способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях, либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
В литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающих предметы, процессы и методы мотивации[11с.22] .
Так, к примеру, в статье В.Н. Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно – стимулирующих условий по отношению к работнику (таблица 1) [17с.20].
Таблица 1 – Система создания мотивационно – стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник (собственник рабочей силы) |
Работодатель (собственник денежных средств и средств производства) |
Заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил. |
Специалист-профессионал |
Предприниматель (хозяин дела) |
Профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник фирмы |
Фирма в целом |
Самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
Самоопределение к исполнительным нормам |
Коллега |
Коллега (работник вспомогательной службы и т.п.) |
Самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами. |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда (НОТ) |
Заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата |
Член коллектива |
Коллектив |
Самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здравого психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
Готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.д. |
Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным «правилам игры», для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется тем же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы, оказывающие демотивирующее воздействие [11с.26].
Проведенное журналом «Управление персоналом» исследование «Системы и методы мотивации» среди подписчиков деловых журналов «Управление персоналом» и «Трудовое право» , показало, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале и индивидуальная надбавка 93,82).А затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь, (таблица 2)
Таблица 2 – Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала «Управление персоналом» . [17с.22]
Причина |
Оценка по 5-ти балльной шкале |
Оклад |
4,25 |
Индивидуальная надбавка |
3,82 |
Премия по итогам работы отдела, фирмы |
3,53 |
Кредиты |
3,53 |
% от продаж |
3,50 |
Медицинское страхование |
3,48 |
Квартальные |
3,28 |
Обучение |
3,20 |
Материальная помощь |
3,09 |
Оплаченные обеды |
3,06 |
Оплата временной нетрудоспособности |
3,02 |
Пособие по беременности и родам |
2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |
2,81 |
Автомобиль |
2,56 |
Мобильные телефоны |
2,09 |
Информация о работе Мотивационный механизм в менеджменте современных организаций