Мотивация в системе менеджмента на примере ОАО «УралАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и показать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления;
проанализировать систему мотивации на ОАО «УралАЗ», разработать предложения по ее совершенствованию.

Содержание

Введение.

Понятие и классические теории мотивации.

. Сущность мотивирования человека.
. Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении.
. Содержательные теории мотивации:
теория Маслоу;
теория Мак-Клелланда;
теория Герцберга.

1.4. Процессуальные теории мотивации:
теория ожиданий;
теория справедливости;
модель Портера - Лоулера.

1.5. Особенности классических теорий мотивации.

Системно - функциональная теория мотивации.

Мотивация в системе менеджмента на примере ОАО «УралАЗ».

3.1. Характеристика организации.
3.2. Анализ системы мотивации на ОАО «УралАЗ».
3.3. Выводы и предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ».

Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУПСОВИК.rtf

— 474.32 Кб (Скачать файл)

               Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих для предприятия являются:

  • Двигатели  -  Ярославский машиностроительный завод;
  • Штамповки и поковки  - Челябинский кузнечно - прессовый завод;
  • Шины - Омский шинный завод, Нижнекамский шинный завод;
  • Листовой прокат   - Магнитогорский металлургический комбинат.

 

3.2.   Анализ системы мотивации на ОАО «УралАЗ»

 

В настоящее время «Уральский автомобильный завод» - первое и на сегодняшний день единственное в России автомобильное предприятие, получившее ( в  июле 1995г. ) сертификат  фирмы TUV ( Германия, Рейн - Вестфаль ) на соответствие  стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам своей деятельности. В апреле 1996г. Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества ОАО “УралАЗ” применительно к автомобилю “Урал” требованиям ГОСТ Р 40.90001-96.

Действующая на предприятии система качества, соответствующая международному стандарту ИСО 9001-94, предусматривает документальное оформление системы мотивации.   Разработана методологическая инструкция под названием «Мотивация трудовой деятельности персонала» (МИК-ОтиЗ 4.18-04). Есть и другие методологические инструкции, определяющие деятельность подразделений по обучению, повышению квалификации персонала: «Определение потребности в подготовке и повышении квалификации персонала» (МИК-УралАЗ-Персонал 4.18-03), также рабочая инструкция «Требования к работе организаторов технического обучения в подразделениях завода» ( РИ-УралАЗ-Персонал 4.18-00-01).

Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами и формирование системы мотивации на ОАО «УралАЗ» возложена на Отдел труда и заработной платы и фирму «УралАЗ-Персонал», которые являются подразделениями Уральского автомобильного завода.

 

«УралАЗ - Персонал» выполняет следующие функции:

 

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника,

также другие функции, касающиеся переводов, увольнений и т.п.

 

Отдел труда и заработной платы занимается определением заработной платы и льгот, т.е. разрабатывает структуру заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

 

Рассмотрим важные для системы мотивации функции.

 

1.  Планирование потребности в трудовых ресурсах.

 

При определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Потребность в людях тоже кажется вполне очевидной.

Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и  персонала. Процесс планирования включает в себя три этапа:

 

1. Оценка наличных ресурсов.

2. Оценка будущих потребностей.

3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Производственные   мощности   ОАО «УралАЗ»   позволяют выпускать 32 000 автомобилей в год.  В  1999 г.  выпущено - 5 470 автомобилей,  в 2000 - 8 457. Разное количество людских ресурсов было задействовано в их производстве. Фирма «УралАЗ-Персонал» занимается планированием численности ОАО «УралАЗ» в зависимости от того, какое количество автомобилей планируется выпустить. Регулярно проводятся сокращения штатных единиц в подразделениях ОАО «УралАЗ».  Нельзя сказать, чтобы на заводе работало ровно столько людей, сколько нужно для производства заданного количества автомобилей, на самом деле их все же больше, что связано с тем, что ОАО «УралАЗ» является градообразующим предприятием города Миасса, и оно вынуждено заботиться о предоставлении гражданам рабочих мест.

 

2. Набор

 

Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.

Такую работу фирма «УралАЗ-Персонал» проводит по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней (будущая потребность в людях зависит от плана производства автомобилей). При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения, расширение сферы деятельности организации (например, недавно на ОАО «УралАЗ» было создано подразделение по производству кузовов - фургонов, то есть навеску для вахтовых автобусов ОАО «УралАЗ» теперь производит сам, что потребовало дополнительного набора персонала). Набор ведется из внешних и внутренних источников.

Внешний набор осуществляется следующим образом:

  • фирма «УралАЗ-Персонал» публикует объявления об имеющихся вакансиях в местных газетах;
  • обращается к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры (это относится только к руководящим должностям);
  • приглашает местное население (опять же через местные газеты) подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.

 

Фирма «УралАЗ-Персонал» проводит также набор внутри завода. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к заводу. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде.

Однако основным методом набора персонала на ОАО «УралАЗ» на сегодняшний день (особенно на руководящие, инженерные и т.п. должности) является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.

 

3.  Отбор кадров

 

На этом этапе начальники производств и подразделений ОАО «УралАЗ» отбирают наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Они выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Решение о выборе основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, инженер подразделения «Научно - технический центр»), то наиболее важное значение имеет образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, например, для должности заместителя генерального директора, главное значение  имеют образование, навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с генеральным директором, людьми, состоящими в такой же должности, подчиненными.

Требования, предъявляемые кандидатам при приеме на работу, оговорены в должностных инструкциях, которые разработаны фирмой «УралАЗ-Персонал» на основании  «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного постановлением  Минтруда РФ от 21.08.98 г. № 37. Должностные инструкции содержат в себе 5 разделов:

  1. Общие положения (где оговариваются:  название подразделения, должности, подчинение,  условия приема и увольнения, условия оплаты труда).
  2. Обязанности.
  3. Квалификационные требования (где оговариваются: образование, требования к стажу (количество лет, в какой должности), общие знания, специальные знания, особенности работы). В этом же разделе указываются перспективы роста сотрудника, виды повышения его квалификации.
  4. Права.
  5. Ответственность.  

 

4. Определение заработной платы и льгот

 

Несомненно, различные вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, как работать, или может быть стоит вообще уйти из организации.

Заработная плата - это денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией работнику за выполненную работу.

На ОАО «УралАЗ», согласно методологической инструкции «Мотивация трудовой деятельности персонала»,  действуют следующие виды и условия применения поощрений, помимо оклада согласно штатному расписанию, премии по итогам работы за месяц, районного коэффициента:

 

Виды поощрений

Условия применения поощрений

Документ о порядке применения видов поощрения

1

Выплата премии за основные результаты работы (для рабочих основного производства)

Комплексный коэффициент качества не ниже установленного уровня

СТП37.165.501-94

Порядок планирования и материального стимулирования выполнения показателей качества изготовления продукции

2

Выплата премии за выполнение показателей качества (для вспомогательных рабочих)

Нет упущений в работе, повлекших снижение качества выполняемой работы

Положение о премировании рабочих подразделения

3

Выплата переменной части за основные результаты хозяйственной деятельности (для служащих цехов, производств, отделов, управлений, руководства)

Выполнение плана по реализации, по снижению себестоимости

Положение о системе оплаты труда служащих, приказы ВУ от 26.02.99 г. № 167, от 17.03.99 г. № 212

4

Предоставление права работы на самоконтроле с ежемесячной доплатой к заработной плате

Сдача продукции ОТК с первого предъявления не менее 6-ти месяцев подряд

МИК-УИК 4.12-02

5

Повышение квалификации (разряда, категории, должности) с повышением заработной платы

1. Отсутствие претензий по качеству труда.

2. Обучение на курсах: ПЭК, КЦН, вторая профессия, КПК

МИК-УралАЗ-Персонал 4.18.-01

6

Установление доплат за профессиональное мастерство

Достижение работником высокого профессионального уровня

Положение об установлении доплат за высокое профессиональное мастерство

7

Заключение трудового договора (контракта)

1. Достижение работником высокого профессионального уровня.

2. Отсутствие претензий по качеству труда.

Положение о контрактной системе трудовых отношений работников ОАО «УралАЗ».

8

Присвоение звания «Лучший по профессии» с выплатой денежного вознаграждения

Сдача продукции ОТК с первого предъявления

Положение об экономическом соревновании

9

Присвоение звания «Лучший мастер» (бригадир), «Лучший начальник участка», «Лучший начальник цеха» с выплатой денежного вознаграждения

Комплексный коэффициент качества по подразделению не ниже установленного уровня

Положение об экономическом соревновании


 

Помимо заработной платы ОАО «УралАЗ» предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы. Это:

  • оплаченные отпуска;
  • оплата больничных;
  • страхование здоровья;
  • пенсионное обеспечение;
  • оплата декретных отпусков;
  • оплата питания работников;
  • выделение материальной помощи нуждающимся (в случае болезни, смерти близких родственников работника и т.п.);
  • предоставление льготных условий оплаты путевок в куротно-санаторные и лечебно-оздоровительные учреждения.

 

5. Профессиональная ориентация и социальная  адаптация в коллективе

 

Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество.

Я работаю в Службе маркетинга ОАО «УралАЗ», поэтому могу сказать только о способах адаптации в Службе маркетинга. Формальный способ заключается в беседе с директором Службы маркетинга. Он объясняет вновь поступившему служащему его обязанности, права, рассказывает о системе вознаграждения труда, в свою очередь, интересуется навыками работника, рассказывает о своих ожиданиях относительно работы нового служащего.

В процессе работы новому служащему приходится сталкиваться с другими сотрудниками. Из неофициального общения новые работники узнают неписаные правила Службы маркетинга, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. В Службе маркетинга служащие часто общаются в неформальной обстановке, что помогает новому человеку «влиться» в коллектив.

 

6.  Подготовка кадров

 

В целях обеспечения высокой производительности труда работников на ОАО «УралАЗ» создано подразделение по повышению квалификации персонала, которое называется «Отдел профессиональной подготовки персонала» (далее ОППП). Это подразделение занимается разработкой  и проведением программ систематического обучения и подготовки работников. Существует методологическая инструкция, которая устанавливает единый порядок определения потребности в повышении квалификации, подготовке и переподготовке персонала - это МИК-УралАЗ-Персонал  4.18-03 «Определение потребности в подготовке и повышении квалификации персонала», также другие методологические и рабочие инструкции, предусматривающие порядок организации и проведения обучения.

 

ОППП проводит обучение персонала всех уровней:

  • низкого (мастера на производствах, служащие из обслуживающих производство подразделений);
  • среднего (начальники бюро, отделов);
  • высшего (директора, начальники подразделений).

Информация о работе Мотивация в системе менеджмента на примере ОАО «УралАЗ»