Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:07, реферат
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудными для воздействия.
Введение.. 3
Потребность как психологическая категория.. 3
Мотивация через потребности.. 4
Матрица потребностей.. 5
Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу.. 6
Клейтон Алдерфер и теория СВР. 7
Теория потребностей МакКлелланда.. 7
Двухфакторная теория Ф.Герцберга.. 8
Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей 8
Заключение.. 9
Список используемой литературы... 10
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра Теории организации и управления
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Теория менеджмента»
вариант (название темы)
______________________________
Квалификация - Бакалавр
Направление – ______________
Курс _______________
Набор ______________
Студент __________________________
Студенческий билет №______________
«______»___________________
Оценка работы:
______________________(Ф.И.О.
«______»______________________
Оглавление
Введение.. 3
Потребность как психологическая категория.. 3
Мотивация через потребности.. 4
Матрица потребностей.. 5
Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу.. 6
Клейтон Алдерфер и теория СВР. 7
Теория потребностей МакКлелланда.. 7
Двухфакторная теория Ф.Герцберга.. 8
Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей 8
Заключение.. 9
Список используемой литературы... 10
Введение
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать
работу и заставлять
или стимулировать людей
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные
принципы мотивации.
Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод
вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди, являющиеся
подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и
обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более
сложными и трудными для воздействия.
Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо
глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в
процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь. Освещению этого вопроса и
посвящена данная работа. В рамках рассмотрения проблемы здесь отражены
основные принципы и сравнение содержательных теорий мотивации Абрахама
Маслоу, Клейтона Алдерфера, Дэвида МакКлелланда, Фредерика Герцберга.
Потребность как психологическая категория
Потребность — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо
(нужда), принявшая специфическую
форму в соответствии с
личностью индивида. (Ф.Котлер)
Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает
физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо
в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее
ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может
испытывать. Содержательные теории мотивации представляют попытки
классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям.
До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей.
Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно
классифицировать как первичные и вторичные.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как
правило, врожденными. Вторичные потребности по природе своей
психологические. Первичные потребности обычно заложены генетически, а вторичные
обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт,
вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их
существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за
людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.
Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние
устремленности. Побуждение является поведенческим проявлением
потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле — это
нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек
достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично
удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при
достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных
обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то
поведение, которое ассоциируется
у них с удовлетворением
такого, которое ассоциируется
с недостаточным
результата).
Мотивация через потребности
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то
менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям
чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа
поведения, приводящего к достижению целей организации.
|
Рис.1. Упрощенная модель мотивации
поведения через потребности
Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры людей
— это соединение самых различных черт и что существует огромное количество
разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по
разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а
также типов поведения при достижении этих целей.
Анализируя эту проблему, Стефон Кэрролл и Генри Тоси отмечают:
«Структура потребностей человека определяется его местом в социальной
структуре или ранее приобретенным опытом. Следовательно, между людьми
существует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них
важны. Что еще более важно, так это то, что есть множество путей
удовлетворения потребности конкретного типа. Конкретный способ, которым
человек может удовлетворить свою конкретную потребность, определяется им
исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации
являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся
именно к ним.»
Рабочий контекст — еще один определяющий мотивацию фактор. Мы не сможем
правильно трактовать действия индивидов, если будем рассматривать их вне
текущего и исторического контекстов, отношений к ним и их интерпретации людьми.
Правомерно выделить следующие факторы:
Ø Работа сама по себе (насколько она интересна,
разнообразна и сопряжена с ответственностью);
Ø Организация (руководство, карьера и продвижение, системы оплаты труда);
Ø Внешняя среда (например, возможности получения другой работы).
Эти и другие внутренние факторы влияют на поведение человека.
Рис.2. Человеческие потребности в контексте — ситуационная концепция.
Матрица потребностей
Признак потребности |
Характеристика признака | |
1. |
Место в иерархии потребностей |
1.1. Первичные (низшие) 1.1.1. Физиологические (голод, жажда, 1.1.2. Безопасность, защищенность 1.2. Высшие 1.2.1. Социальные потребности (принадлежность к социальной группе, потребность в уважении, признания) 1.2.2. Духовные потребности 1.2.3. Потребность в самовыражении, самоактуализации, реализации творческих способностей |
2. |
Что влияет на потребность |
2.1. Национальность 2.2. История 2.3. География 2.4. Природа 2.5. Пол 2.6. Возраст 2.7. Социальное положение |
3. |
Историческое место потребности |
3.1. Прошлые 3.2. Настоящие 3.3. Будущие |
4. |
Уровень удовлетворения потребностей |
4.1. Полностью удовлетворенные 4.2. Частично удовлетворенные 4.3. Неудовлетворенные |
5. |
Степень сопряженности потребности |
5.1. Слабо сопряженные с другими потребностями 5.2. Сопряженные 5.3. Сильно сопряженные |
6. |
Масштаб распространения |
6.1. Географический: всеобщий, региональный 6.2. Социальный: всеобщий, внутри национальной общности, внутри социальной группы и т.п. |
7. |
Частота удовлетворения |
7.1. Единично удовлетворяемые 7.2. Периодически удовлетворяемые 7.3. Непрерывно удовлетворяемые |
8. |
Природа возникновения |
8.1. Основные 8.2. Вторичные 8.3. Косвенные |
9. |
Применяемость потребности |
9.1. В одной области 9.2. В нескольких областях 9.3. Во всех областях |
10. |
Комплектность удовлетворения |
10.1. Удовлетворяется одним 10.2. Удовлетворяется несколькими предметами 10.3. Удовлетворяется взаимозаменяемыми предметами, явлениями |
11. |
Отношение общества |
11.1. Отрицательное 11.2. Нейтральное 11.3. Положительное |
12. |
Степень эластичности от дохода и возраста |
12.1. Слабоэластичные ( 12.2. Эластичные (высшие потребности) 12.3.Высокоэластичные |
13. |
Способ удовлетворения |
13.1. Индивидуальный 13.2. Групповой 13.3. Общественный |
Данная матрица содержит обобщенные данные о признаках, раскрывающих
человеческие потребности с различных точек зрения, с позиций различных
взглядов и концепций.
Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу
Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о
сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам
Маслоу. Он выдвинул гипотезу (1940-е годы) о наличии у индивидов ряда
потребностей, что позволяет мотивировать их к удовлетворению наиболее
настоятельной в данный момент времени. Низшие, образующие фундамент иерархии
потребности доминируют до тех пор, пока они, хотя бы частично не
удовлетворены. Затем нормальные индивиды обращают внимание на удовлетворение
потребностей следующего уровня и т.д. до тех пор, пока не наступит «эпоха»
доминирования потребностей высшего уровня.
·
Физиологические потребности — это потребности, удовлетворение которых
является существенным
для физического выживания
отдыхе и сексуальные потребности. В случае, когда не удовлетворена ни одна
человеческая потребность, в иерархии доминируют именно физиологические
потребности. Как только эти потребности удовлетворены, возникает следующая
совокупность потребностей.
· Потребности безопасности и уверенности в будущем
включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со
стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности
будут удовлетворены в будущем.
· Социальные потребности (потребности принадлежности)
включают в себя место в группе или семье, в чувстве, что человека принимают
другие, чувстве социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
· Потребности в уважении включают потребности в
самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны
окружающих, признании.
· Потребности самоактуализации — желание человека стать
тем, кем он может быть, полностью реализовать свои способности, потенциал
личности.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные
возможности, потребность самоактуализации никогда не может быть полностью
удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации человека через потребности
бесконечен.
Иерархические уровни потребностей не являются дискретными ступенями, т.е. для
того, чтобы следующий, более высокий уровень начал влиять на поведение
человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня
полностью. Хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать,
деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Кроме того, могут
иметь место исключения: для некоторых людей, иерархия потребностей может
иметь другую структуру (иные приоритеты потребностей).
Руководителю необходимо тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы
решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти
потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая была
результативна один раз, будет эффективна все время.
Клейтон Алдерфер и теория СВР
К.Алдерфера прежде всего интересовала проблема выделения первичных
потребностей человека, т.е. природных потребностей живого организма.
Удовлетворение связано с внутренним состоянием индивида, который получил то,
к чему стремился.
· Потребности существования, отражая индивидуальные
требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде,
включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний.
· Потребности взаимосвязей включают в себя отношения
человека с другими индивидами и группами — членами семьи, коллегами,
начальниками, подчиненными и т.д. Человек удовлетворяет эти потребности, когда
он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами, причем процесс этот
должен быть обоюдным.
· Потребности роста побуждают индивида к творчеству или
воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде.
Потребности, выделяемые А.Маслоу |
Потребности, выделяемые К.Алдерфером |
Физиологические Безопасности — материальные |
Существования |
Безопасности — межличностные Любви (принадлежности) Уважения — межличностные |
Взаимосвязей |
Уважения — самоутверждения Самоактуализации |
Роста |
Рис.4. Сравнение концепций А.Маслоу и К Алдерфера.
Основное отличие теории К.Алдерфера от концепции А.Маслоу — отказ от идеи
иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае
неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый план выходят
потребности более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела.
А.Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, что она
перестает быть мотивом человеческой деятельности.
Основные положения теории СВР К.Алдерфера:
ü чем меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем