Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:07, реферат
Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применяется и сейчас. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом и их мотивы трудовой деятельности являются более сложными и трудными для воздействия.
Введение.. 3
Потребность как психологическая категория.. 3
Мотивация через потребности.. 4
Матрица потребностей.. 5
Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу.. 6
Клейтон Алдерфер и теория СВР. 7
Теория потребностей МакКлелланда.. 7
Двухфакторная теория Ф.Герцберга.. 8
Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей 8
Заключение.. 9
Список используемой литературы... 10
более они настоятельны;
ü чем ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более
настоятельны потребности существования;
ü чем выше степень удовлетворения потребностей существования, тем
более настоятельны потребности взаимосвязей;
ü
чем менее удовлетворены
настоятельны;
ü чем ниже степень насыщения потребностей роста, тем более
настоятельны потребности взаимосвязей;
ü чем выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем
более настоятельны потребности роста;
ü чем выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они
настоятельны.
Теория потребностей МакКлелланда
Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции людей в
различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модель
мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили
их в три категории: присоединения, власти и достижения.
· Потребность власти — потребность в навыках влияния и
установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.
· Потребность достижения (успеха) — потребность принимать
на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.
В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения
находятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации.
Двухфакторная теория Ф.Герцберга
Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал
еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие
факторы, влияющие на отношение человека к работе:
«Мотиваторы», вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные с деятельностью, которую выполняют индивиды: |
«Гигиенические факторы», вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе: |
Ø Достижения; Ø Признание; Ø Работа сама по себе; Ø Ответственность; Ø Продвижение по карьерной лестнице. |
Ø Политика компании и администрирование; Ø Инспекции и контроль; Ø Заработная плата; Ø Межличностные отношения; Ø Условия работы. |
Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение
выполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, поскольку
они существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом.
«Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливости
политика менеджмента
могут предотвратить
но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добиться
мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но
и мотивирующих факторов. Герцберг считает, что работник начинает обращать
внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию
неадекватной или
возможность рабочему удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в
ответ на это будет работать лучше.
Теория А.Маслоу |
Теория Ф.Герцберга |
Самоактуализация Уважение |
Мотивирующие факторы |
Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности |
Гигиенические факторы |
Рис.5. Соотношение теорий
Для эффективного использования теории Герцберга руководителю необходимо
составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать
сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей
Структура человеческих потребностей сугубо индивидуальна, что необходимо
осознавать в каждой попытке понять чью-либо мотивацию. Относительное значение
конкретных потребностей с течением времени изменяется, так как меняются и
обязательства и интересы индивидов. Так, для молодых людей или индивидов,
партнеры которых имеют высокие доходы, потребности безопасности стоят на
последнем месте. Кроме того, человеческие потребности нередко вступают в
конфликт. Например, потребность безопасности из-за семейных обстоятельств
может вызвать потребность в признании, которая подразумевает рискованную
смену работы или переезд в другой город.
Не менее индивидуален и процесс преобразования потребностей человека в
поведение. Например, индивид с высокой потребностью ответственности или
продвижения удовлетворит ее, добившись перевода в другой отдел. А кто-то
примет решение сменить род деятельности.
Рассмотренные теории мотивации имеют клеймо «Сделано в США». Насколько
приемлемы они к гражданам других стран? Ответить на этот вопрос попытался
Г.Хофстед, сформулировавший «невысказанные предположения о культуре»:
Сравнительное исследование
американских ценностей и ценностей, доминирующих в странах АСЕАН (ASEAN),
показало, общие предположения американской стороны базируются на следующих
положениях:
1. Процесс
труда адекватен природе
2. Необходимо
в максимальной степени
3. Задачи
организации отнюдь не
4. Работники
не отождествляют себя с
Большая часть этих предположений принята и в других западных странах. Однако
ни одна из них не пользуется популярностью в странах АСЕАН. Базисные
предположения менеджмента компаний Юго-Восточной Азии состоят в следующем:
1. Труд
— насущная необходимость,
2. Человек должен найти свое место в мире, пребывая в гармонии с
окружающей средой.
3. Абсолютные задачи стоят только перед Богом. В мире наделенные
властью индивиды представляют Бога, поэтому остальные должны выполнять
поставленные ими задачи.
4. Поведение
человека определяется его
Индивиды, которые ведут себя иначе, отвергаются обществом.
П.Харрис и Р.Моран, исследовавшие превалирующие в западных и
восточноазиатских странах нормы и убеждения, считают, что культурные различия
оказывают значительное влияние на формирование жизненных целей и
потребностей. Многие из отмеченных ими факторов детерминируют различное
отношение работников — выходцев из разных стран — к рассмотренным выше
моментам мотивации.
Заключение
Мотивация персонала на основе потребностей личности — очень тонкая и сложная
работа, требующего от руководителя большого объема соответствующих знаний и
навыков.
Для правильной мотивации работников руководитель должен иметь четкое
представление о различных категориях потребностей и их взаимосвязи. Кроме
этого, необходимо тщательное изучение конкретных людей с целью выявления их
личных потребностей, а также персональных приоритетов. При этом необходимо
учитывать индивидуальные и национальные различия в структуре потребностей,
специфику менталитета, культуры, особенности конкретной страны и социальной
группы.
Мотивация через потребности — процесс творческий, носящий вероятностный и
индивидуальный характер, изменяющийся со временем и во многом зависящий от
конкретной ситуации.
Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практике позволит
руководителю через эффективную мотивацию быстро и рационально достичь целей,
стоящих перед организацией, и, при прочих равных условиях, обеспечить ей
конкурентное преимущество.
Список используемой
литературы
7. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. М.:АО «Бизнес-школа “Интел-
Синтез”», 1996.