Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа
Целью моей работы является изучение мотивации и ее основных теорий, а также применение мотивации в практической деятельности ОАО «Свет». Основными задачами являются, как можно полно раскрыть понятие мотивации и основных терминов, которые будут использоваться в курсовой работе; рассмотреть основные теории мотивации; проанализировать использование мотивации в деятельности ОАО «Свет».
На основе разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После того как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью гигиенических факторов – практически бесполезное дело. Поэтому после этого менеджер должен попытаться добиться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности (смотри приложение № 2).
Разница
в рассмотренных теориях
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по Виктору Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера – Лаулера.
Теория ожидания. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
1.руководителя,
который при определенных
2.сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
3.сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
4.сотрудника, который сапоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходимо ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивает необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.[9]9
При анализе
мотивации теория ожидания подчеркивает
важность трех взаимосвязей: затраты
труда → результаты; результаты
→ вознаграждение; вознаграждение
→ удовлетворенность
Если люди не чувствуют прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, его плохой подготовки или неправильного обучения, недостаточности прав у работника для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении вознаграждений результатов – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Ценность
поощрения или вознаграждения, которую
называют валентностью, также определяет
мотивацию в теории ожиданий, валентность
– это предполагаемая степень
относительного удовлетворения или
неудовлетворения, возникающая при
получении определенного
Если значение любого из фактов мотивации будет мало, то будет слабой мотивация, и низки результаты труда.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работникам не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрением других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники. Например один работает на новом оборудовании, а другой – на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого – другое. Или например руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ информации, необходимой для выполнения работы и т.д.[10]10
Теория Портера – Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченными им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Глава 2.
Применение теории мотивации в практической деятельности ОАО «Свет».
2.1.Общая характеристика предприятия.
Открытое акционерное общество «Свет» (ранее Смоленский электроламповый завод) – одно из крупных промышленных предприятий г. Смоленска и ведущих предприятий светотехнической отрасли в России.
Датой начала производственной деятельности является 26 июля 1963 года, когда было освоено и пущено в производство мощное технологическое оборудование по выпуску люминесцентных ламп и изготовлены первые образцы источников света.
В 1964 году
в сборочном цехе уже работали
4 линии сборки люминесцентных ламп
мощностью 40 и 80 Вт с проектной
В 1965 завод начал изготавливать стартеры СК – 220 для ламп мощностью 40 и 80 Вт. В 8-й пятилетке завод стал одним из крупных предприятий города.
ОАО «Свет» выпускает:
Кроме производства ламп предприятие принимает на утилизацию вышедшие из строя электровакуумные приборы с ртутным наполнением.
В 1992 году СЭЛЗ был преобразован в ОАО «Свет». ОАО «Свет» создано и учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по образованию государственных предприятий, добровольных объединений в акционерные общества» от 01 июля 1992 года № 721. Общество действует в соответствии с ГК РФ, законом об «Акционерных Обществах», другими законами и правовыми актами, действующими на территории РФ, а так же в соответствии с настоящим Уставом акционерного общества. Полное официальное наименование общества Открытое Акционерное Общество «Свет». Местонахождение – РФ, г. Смоленск, ул. Индустриальная, 9-А.
Основной целью Общества в соответствии с Уставом является получение прибыли.
30 сентября
2003 г. – подписан договор между
представителями компании «
В 2005 году в предприятие были вложены инвестиции на сумму 268,8 млн.руб. Из них на развитие производства направлено 156,9 млн.руб., на улучшение экологической обстановки – 67,8 млн.руб., ремонтно-строительные и прочие работы – 46,8 млн.руб.
Основная доля инвестиций направлена на развитие производства люминесцентных ламп: модернизировано 4 вертикальных линии на выпуск ламп в колбе диаметром 26 мм, приобретены две новых сборочных линии «FEDERAL», производительностью 1800 шт./час.
Продолжается работа по улучшению качества продукции, с этой целью прекращено производство собственных коробов и стали использовать покупные короба.
Внедрена система контроля качества продукции в полном соответствии со стандартами, принятыми на предприятиях концерна ОСРАМ. При этом используется единая для всех заводов информационная система VAB качества. Для этих целей в истекшем году полностью переоснащены приборами и построены помещения для лабораторий выходного контроля и фотометрии.
В настоящее время ОАО «Свет» входит в состав немецкого концерна «OSRAM». На ОАО «Свет» используется функциональная структура управления предприятием. При данной структуре подготовка решений для линейных руководителей осуществляется специализированными функциональными службами, т.е. отдельные подразделения и их работники специализируются на выполнении определенных функций. При этом управляющие воздействия поступают от нескольких лиц, каждое из которых действует в пределах своей компетенции.
Стратегической задачей в области качества ОАО «OSRAM» считает удовлетворение требований различных категорий потребителей продукции, с целью сохранения и расширения рынков сбыта.
Для успешного решения этой задачи мы ставим перед собой следующие главные цели:
Для достижения
поставленных целей они основываются
на использовании следующих
Руководство ОАО «OSRAM» подтверждает свою приверженность повышению качества продукции на основе внедрения системы менеджмента качества, разработанной в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.
Соблюдая эти требования во всех сферах деятельности они обязуются следовать девизу: «ПРОЦВЕТАНИЕ ЧЕРЕЗ КАЧЕСТВО».
Объем производства товарной продукции в ОАО «OSRAM» за декабрь 2009 год составляет: итого люм. лампы (в фактических ценах) – 732 693 806,20 руб., стартеры – 536 246 49,50 руб., стеклотрубка – 4 806 840,35 руб., прочая продукция – 6 630 806,34 руб., всего товарная продукция – 797 756 102,39 руб.
Объем реализованной продукции всего по ассортименту было произведено 9011585 шт. продукции на сумму 79 003 451 руб. Объем продаж 2009 году по странам: Германия – 833400 шт. на сумму 7 177 408 руб., Хорватия – 49750 шт. на сумму 539 255 руб., Казахстан – 83750 шт. на сумму 680 113 руб., Республика Молдова – 115350 шт. на сумму 1 248 840 руб., Россия – 7590435 шт. на сумму 66 828 883 руб., Украина – 206400 шт. на сумму 1 098 967 руб., Узбекистан – 75875 шт. на сумму 823 639 руб., Сербия – 56625 шт. на сумму 606 346 руб., всего по странам 9011585 шт. на сумму 79 003 451 руб.
Сегодня
на предприятии активно
2.2.Анализ системы мотивации в ОАО «Свет».
У людей
множество разнообразных