Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации признается сегодня и наукой, и практикой. От четко разработанных систем управления трудовой мотивацией работников зависит не только повышение творческой и социальной активности конкретного работника, но и эффективность работы предприятия различных форм собственности.
Овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.
1.Введение……………………………………………………….…….3
2.Глава 1.Сущность мотивации……………………………….……...5
3.Глава 2.Основые теории мотивации………………………………11
4.Глава 3.Заключение………………………………………….……..23
5.Содержание……………………………………………
Оклад (первые две его части) может увеличиваться только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслугой лет и повышением стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная человеком часть заработной платы (третья) может изменяться и весьма резко. Поэтому если результативность труда работника снижается, то уменьшается и заработная плата вследствие уменьшения ее переменной части. Таким образом, производительность труда влечет за собой изменения в оплате.
В заключение можно сделать
следующие выводы:
1. Мотивация — это
процесс стимулирования кого-
2. Все современные теории мотивации (Маслоу,
МакКлелланда, Герцберга) делают основной
упор на определение перечня и структуры
потребностей людей. Потребности — это
осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее
побуждение к действию. Первичные потребности
заложены генетически, а вторичные вырабатываются
в ходе познания и обретения жизненного
опыта. Потребности можно удовлетворить
вознаграждениями. Вознаграждение — это
то, что человек считает для себя ценным.
Менеджеры используют внешние вознаграждения
(денежные выплаты, продвижение по службе)
и внутренние вознаграждения (чувство
успеха при достижении цели), получаемые
посредством самой работы.
3. Согласно теории Маслоу пять основных
типов потребностей (физиологические,
безопасности, социальные, успеха, самовыражения)
образуют иерархическую структуру, которая
как доминанта определяет поведение человека.
Потребности высших уровней не мотивируют
человека, пока не удовлетворены, по крайней
мере, частично потребности нижнего уровня.
Однако эта иерархическая структура не
является абсолютно жесткой и строгой.
МакКлелланд дополнил теорию Маслоу, введя
понятия потребностей власти, успеха и
принадлежности. Герцберг пришел к заключению,
что факторы, действующие в процессе работы,
влияют на удовлетворение потребностей.
Гигиенические факторы (размер оплаты,
условия труда, межличностные отношения
и характер контроля со стороны непосредственного
начальника), всего лишь не дают развиться
чувству неудовлетворенности работой.
Для достижения мотивации необходимо
обеспечить воздействие мотивирующих
факторов — таких, как ощущение успеха,
продвижение по службе, признание со стороны
окружающих, ответственность, рост возможностей.
4. В рамках процессуальных теорий мотивации
также предполагается мотивирующая роль
потребностей, однако сама мотивация рассматривается
с точки зрения того, что же заставляет
человека направлять усилия на достижение
различных целей.
5. Теория ожиданий основывается на предположении,
что человек направляет свои усилия на
достижение какой-либо цели только тогда,
когда будет уверен в большой вероятности
удовлетворения за этот счет своих потребностей
или достижения цели. Мотивация является
функцией фактора ожидания «затраты труда
— результаты», ожидания — «результаты
— вознаграждение» и валентности (т.е.
относительной степени удовлетворения).
Наиболее эффективная мотивация достигается,
когда люди верят, что их усилия обязательно
позволят им достичь цели и приведут к
получению особо ценного вознаграждения.
Мотивация ослабевает, если вероятность
успеха или ценность вознаграждения оценивается
людьми невысоко.
6. В рамках теории справедливости предполагается,
что люди подвергают субъективной оценке
отношение вознаграждения к затраченным
усилиям и сравнивают его с тем, что, как
они считают, получили другие работники
за аналогичную работу. Несправедливое,
по их оценкам, вознаграждение приводит
к возникновению психологического напряжения.
В целом, если человек считает свой труд
недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые
усилия. Если же он считает свой труд переоцененным,
то он, напротив, оставит объем затрачиваемых
усилий на прежнем уровне или даже увеличит
его.
7. Получившая широкую поддержку модель
Портера-Лоулера основывается на том,
что мотивация является функцией потребностей,
ожиданий и восприятия работниками справедливого
вознаграждения. Результативность труда
работника зависит от приложенных им усилий,
его характерных особенностей и возможностей,
а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых
усилий зависит от оценки работником ценности
вознаграждения и уверенности в том, что
оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера
результативность труда порождает удовлетворенность,
а вовсе не наоборот, как считают сторонники
теории человеческих отношений.