Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание

Введение..........………… ………………………………………….....................3
1 Теоретические основы мотивации персонала для повышения качества работы …………...................................................................................................6
Роль и значение мотивации персонала..………………………… ………..6
Методы мотивации персонала……………………………………………10
2 Организация мотивации персонала для улучшения качества работы на примере ОАО «РЖД»........................................................................................20
2.1 Анализ мотивации персонала на ОАО «РЖД»………………………….20
2.2 Пути совершенствования мотивации персонала на ОАО «РЖД»……..27
Заключение………………………………………………………………….....33
Библиографический список………...............………………...........................35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Низкие показатели социального менеджмента требуют  сосредоточения усилий на повышении  заработной платы, являющейся главной  составляющей удовлетворения социальных потребностей и основой социального  положения в обществе. В то же время имеющиеся объективные экономические ограничения на рост заработной платы требуют постоянного возмещения неудовлетворенных социальных потребностей системой социальных гарантий. Объективными экономическими ограничениями являются низкие темпы экономического развития, в основном из-за изношенности производственных фондов, недостаточных темпов инновационного развития, низкой инвестиционной активности, устаревших технологий, высокой доли неквалифицированного труда и, как следствие, низкой производительности труда.

«Низкий уровень заработной платы является объективным препятствием преодоления социального иждивенчества, раскрепощения работника в приоритетах удовлетворения своих социальных потребностей. По этим причинам есть серьезные социальные основания сохранения целого ряда социальных гарантий, не отвечающих требованиям эффективности бизнеса».[27]

Для преодоления  этих обстоятельств социальная стратегия  бизнеса должна предусматривать  эволюционную замену традиционных социальных методов на более эффективные, отвечающие рыночным потребностям предпринимательства и работников. Эволюционность таких мероприятий определяется требованиями социальной стабильности и ограничениями роста заработной платы и реальных доходов.

Одним из возможных  новых подходов к финансированию социального развития ОАО «РЖД»  является экономический метод, основанный на принципе субсидиарности. Под субсидиарным финансированием понимается экономический метод, который обеспечивает участие в социальных расходах Компании  самих работников при одновременном сокращении социальных трансфертов корпорации в социальное развитие.

Для достижения предложенной системы материального  стимулирования нужной степени эффективности  необходимо дополнить экономическую  систему стимулирования адекватными  социально-психологическими мерами стимулирования.

Говоря об использовании  социально-психологических методов  стимулирования персонала необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность  в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально-психологических методов в мотивации персонала:

  • поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
  • развитие системы управления конфликтами;
  • формирование и развитие организационной культуры. [28]

 Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи.

Для организации  нормального психологического климата  необходима очень высокая квалификация руководителя, умение выполнять функции  управления, но это не значит, что  при идеальном психологическом  климате в этой организации не будет конфликтов. Они будут обязательно, так как конфликт - это различные точки зрения на одно и то же явление, и если их нет, то нет развития коллектива.

Создание на предприятии системы предупреждения конфликтных ситуаций, стимулирования их позитивных последствий позволит обеспечить высокую эффективность функционирования системы управления на предприятии, поддержание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Для поддержания  внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры.

Все более важное значение приобретают вопросы выработки правильного корпоративного поведения, корпоративной культуры.

Корпоративная культура и корпоративный дух  создают особую атмосферу в трудовых отношениях персонала предприятий  и играют роль одного из самых сильных  мотивационных факторов, способствующего объединению наиболее трудоспособного персонала. Проблема сохранения высокопрофессиональных кадров и привлечение новых, способных к инновационным действиям, является одним из основных вопросов кадрового менеджмента ОАО «РЖД».

     Корпоративная  культура - эффективное средство влияния на работников и, следовательно, очень важный ресурс в проводимой кадровой политике. На практике это проявляется в системе ценностей, принципах структурной и управленческой политики по отношению к работникам, профсоюзам, партнерам по бизнесу, в традициях и особой внутренней среде организации. Действие таких мотивационных факторов на первый взгляд малозаметно, но тем не менее они объединяют в себе и определяют понятие «культура корпорации». Поскольку корпоративная культура реализуется через управленческие структуры, то необходимо постоянно анализировать влияние основных тенденций развития современного общества на изменение мотивации труда и отношений в трудовых коллективах и влияния различных форм корпоративного поведения на управление персоналом.

При этом корпоративная  культура как инструмент мотивации  персонала проявляется в системе  ценностей и принципах ведения  дела, в этических нормах (особенно по отношению к работникам, профсоюзам, акционерам, покупателям), в традициях  организации, в межличностных отношениях, практике контроля за работой персонала, в четких кредо компании и особой внутренней среде корпорации. Проводимые реформы в определенной степени ведут к дезинтеграционным процессам, причем не столько к сокращению персонала, сколько к его качественному изменению. Новые требования предусматривают целый комплекс личностных характеристик, которыми должен обладать работник - высокий уровень образования и самодисциплины, профессионализм, умение адаптироваться и работать в рыночных условиях, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.

Корпоративная культура создает особую атмосферу  в трудовых отношениях персонала  предприятий, в процессе реагирования на разнообразные жизненные ситуации формируются ее ценности. [29]

Таким образом, правильное распределение элементов мотивации персонала и выбранные соотношения привлекательных сторон работы на железнодорожных предприятиях должны учитываться при проведении эффективной кадровой политики и концепциях проводимой реформы. Без создания оптимальных условий, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей железнодорожников, проблематично рассчитывать на формирование у них эффективной трудовой мотивации. Условия работы, созданные в соответствии с культурой корпорации, будут способствовать процессу эффективной реализации намеченной стратегии, обеспечат персонал в целом и каждого сотрудника в отдельности системой правил, определяющих их деятельность внутри компании. Такие правила превращают работу в образ жизни, работники подразделений не тратят время на выяснение, что и как нужно делать - их корпоративная культура обладает целой системой четких установок, определяющих их поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам проведенного в  работе исследования можно сделать следующие выводы.

Мотивация в управлении персоналом  понимается как процесс активизации  мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации  целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения   результатов.

Система мотивации персонала может  быть основана на самых разнообразных  методах, выбор которых  зависит от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.   Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно - административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия. Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации.  В современном менеджменте предпринимаются попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к  большего современной структуре потребностей.

В ходе работы над курсовой работой  был проведен анализ системы мотивации  на примере ОАО «РЖД». В основе реализации корпоративных задач, указанных в Функциональной стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД», лежит разработка эффективной системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами компании. Согласно Стратегии мотивация является одной из важнейших функций развития персонала отрасли. Проведенный анализ нормативно – правовых документов показал, что наибольшее внимание уделяется вопросам совершенствования системы оплаты труда и повышения ее конкурентоспособности, материальному стимулированию работников. Для стимулирования труда на предприятиях железнодорожного транспорта используются различные системы премирования и вознаграждения. Объекты социальной инфраструктуры (детские садики, медицинские учреждения, санатории, базы отдыха), развивающаяся молодежная политика, пенсионный фонд «Багосостояние» и т.д. на современном этапе развития ОАО «РЖД» рассматриваются как инструменты по дополнительной мотивации работников.

Однако проблемы, связанные с  системой мотивации работников, тем  не менее, существуют. В связи с  этим были предложены основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации: повышение отраслевой минимальной заработной платы, формирование организационной культуры, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, развитие системы управления карьерой, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2002
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 2005
  3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. /Управление персоналом. – 2002
  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента - Таганрог: ТРТУ, 1999
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 1999
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2002 
  7. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. - М.: Экономика, 2000
  8. Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности / Управление персоналом. №7, 2002
  9. Володин А. , Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда / Банковские технологии, 2002
  10. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2000
  11. Афонин А.С. Основы  мотивации  труда:  организационно-экономический аспект. – К.,2001
  12. Казмиренко В.К. Социальная психология организаций. – К.,1999
  13. Семенова И.И.  История менеджмента. -  М., 1999
  14. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М., 1999
  15. Радугин А.А. Основы менеджмента. -  М., 1999
  16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995
  17. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000
  18. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения – М.: УМК МПС России, 2002
  19. Стратегии развития кадрового потенциала ОАО РЖД на период 2015 года – ОАО «РЖД» №1819р от 31.08.2009
  20. ОАО «РЖД». По пути созидания. – М.,2003
  21. Кодекс корпоративной социальной ответственности Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  22. Реформа железнодорожной отрасли. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте - Правительство Российской Федерации Постановление  N 384 от  18.05.2001
  23. Козлова Н.А. Управление персоналом транспортной организации: Учебное пособие. Часть 1  – М., 2009
  24. Палкин С.В. Проблемы экономики социального развития железнодорожного транспорта – М.: ВИНИТИ РАН, 2005
  25. Терешной Н.П., Лапидуса Б.М., Трихункова М.Ф. Экономика железнодорожного транспорта. -  М.: Транспечать, 2001
  26. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие М.: Финансы и статистика, 2001
  27. Козырев В.А., Мазо Л.А., Палкин С.В. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. - М.,2009
  28. Галабурда, В.Г., Бубнова, Г.В., Ковшова М.М. Маркетинг в условиях реформирования отрасли / Железнодорожный транспорт - 2001
  29. Журнал "Железнодорожный транспорт" №5, 2010

Информация о работе Мотивация персонала