Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа
В настоящее время в большинстве стран мира господствуют рыночные отношения и функционирует достаточно большое количество организаций, выпускающих однородную продукцию. Между ними существует жесткая конкуренция. В таких условиях выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации в любой стране.
Тема дипломной работы актуальна и интересна тем, что она затрагивает интересы практически каждого работника. Современные российские предприятия, компании, сознавая важность функции мотивации, все еще недостаточно уделяют внимания организации мотивирующей среды. А руководителям необходимо знать и уметь использовать мотивирующие факторы для повышения самоотдачи работников.
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Введение……………………………………………………..…………5
1. Теории мотивации………………………………………..………..8
1.1.Понятие мотивации………………………………………..………8
1.2. Содержательные теории мотивации……………………….…...12
1.3. Процессуальные теории мотивации…………………………….21
Выводы……………………………………………………………...…25
2. Исследование методов повышения трудовой мотивации персонала используемых в ООО «НиЛ»………………….….……..26
2.1. Внешняя и внутренняя среда организации……………….…….27
2.2. Структура управления предприятием……………………..……29
2.3. Мотивация работников через организацию работ………..……30
2.4. Мотивация через постановку рабочих целей…………………..33
2.5. Система материального стимулирования………………..…….35
2.6. Моральное стимулирование работников……………………….38
2.7. Информирование персонала………………………………….….39
2.8. Меры дисциплинарного воздействия и трудовая мотивация..42
Выводы…………………………………………………………...…..42
3. Рекомендации по совершенствованию мотивационной деятельности ООО «НиЛ»……………………………………..…...47
3.1. Исследование удовлетворенности трудом персонала организации ООО «НиЛ»……………………………………..……47
3.2. Удовлетворенность трудом и рабочие показатели………..…51
3.3. Факторы влияющие на мотивацию работников………………53
3.4. Оценка эффективности и совершен¬ствование системы стимулирования труда………………………………………...……60
Выводы………………………………………………………..……..62
Заключение…………………………………………………………63
Список используемых источников и литературы ………………68
продолжение таблицы 3
1 | 2 | 3 |
Премии / бонусы | ||
Для отдельного работника | Производительность Эффективность затрат Оценка руководителей | Очень высокая Высокая Высокая |
Для подразделения | Производительность Эффективность затрат Оценка руководителей | Высокая Высокая Высокая |
Для всей организации | Производительность Эффективность затрат Оценка руководителей | Высокая Высокая Средняя |
Для отдельного работника | Производительность Эффективность затрат Оценка руководителей | Очень высокая Высокая Высокая |
Влияние системы материального стимулирования, действующей в организации, на мотивацию и рабочее поведение персонала в значительной степени опосредовано тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связанна с рабочими результатами. Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже.
Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премии (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие и прибылях, оплату обучения (работника или его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников, оплату отдыха работника и тому подобное, которые в данной организации не используются.
Разработка и внедрение справедливой и подходящей для организации и для работников системы оплаты за выполненную работу может быть важным фактором повышения уровня трудовой мотивации персонала и роста эффективности и конкурентоспособности организации в целом.
Для того чтобы работники воспринимали систему оплаты и поощрений как справедливую, могут быть предприняты следующие меры:
1. выявление через социологические опросы факторов, снижающих удовлетворенность работников действующей в организации системой стимулирования труда и практикой предоставления тех или иных льгот, и принятие, в случае необходимости, соответствующих коррекционных мер;
2. лучшее информирование работников о том, как рассчитывается размер поощрений (премий, надбавок и тому подобное), кому и за что они даются;
3. выявление в ходе личных контактов с подчиненными возможной несправедливости в оплате работников, присуждении премий и распределении других поощрений для последующего восстановления справедливости;
4. постоянное отслеживание ситуации на рынке труда и уровня оплаты тех профессиональных групп, с которыми могут сравнивать себя работники, и внесение своевременных изменений в систему оплаты их труда.
2.6. Моральное стимулирование работников
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрении является то, что денежная мотивация по своей природе является ненасыщаемой, и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивирован его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.
В распоряжении руководства есть достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования. Практика морального стимулирования не нова для нашей страны. В условиях социалистической экономики она имела достаточно широкое распространение. Доски почета, аллеи трудовой славы, переходящие вымпелы победителям социалистического соревнования, организация туристических поездок для лучших работников или лучших трудовых коллективов, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествования лучших работников, статьи в многотиражках и многое другое - это была нормальная, принятая повсеместно практика.
Сейчас многие организации в том числе и ООО «НиЛ» вернулись к хорошо знакомым, но подзабытым методам морального стимулирования, понимая, что, с одной стороны, не все измеряется деньгами, а с другой - не имея достаточных финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь на основе денежных стимулов. Средства же морального стимулирования обходятся организациям в небольшие суммы.
2.7. Информирование персонала
Плохая осведомленность работников о том, что происходит в организации, о перспективе решения важнейших проблем, затрагивающих их интересы, не только ухудшает психологический климат в организации, снижает уровень их доверия к руководству, но и самым негативным образом влияет на трудовую мотивацию персонала. Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных с работой в компании, является эффективным инструментом повышения их удовлетворенности работой и заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности делам организации. В работе по информированию персонала могут быть выделены следующие задачи:
1. Обеспечение работников информацией, необходимой им для успешного выполнения порученной работы (соблюдение установленных сроков, качества и объема предоставляемой информации, формы изложения).
2. Доведение до работников целей и задач организации, целей и задач подразделений, в которых они работают.
3. Повышение заинтересованности работников в решении поставленных перед ними задач.
4. Формирование у работников чувства сопричастности к работе организации, готовности разделять стоящие перед ней цели, повышение их готовности вносить свой вклад в работу компании.
5. Улучшение психологического климата в коллективе за счет своевременного информирования работников по основному кругу важных для них вопросов.
6. Повышение готовности к сотрудничеству работников разных подразделений в процессе решения общих задач.
Прежде чем приступить к созданию системы информирования работников, необходимо ответить на четыре вопроса:
1. В какой информации испытывают потребность разные категории персонала?
2. С какой периодичностью эту информацию следует предоставлять соответствующим категориям персонала?
3. Какие каналы для передачи информации могут быть задействованы?
4. Кто будет отвечать за работу по информационному обеспечению персонала:
на уровне подразделений
на уровне высшего руководства?
Каналы распространения информации
В любой организации может быть задействовано достаточно большое число различных каналов доведения информации до работников, однако, к сожалению, эти возможности редко используются в полней мере. Среди наиболее доступных каналов доведения информации до персонала в ООО «НиЛ используются следующие»:
1. Еженедельные совещания, проводимые руководителем организации.
2. Оперативная информация от руководителей подразделений, которая выдается подчиненным на совещаниях.
3. Доска для объявлений, на которой помещается информация по следующим разделам:
информация общего характера, отражающая основные направления работы организации, ее политику в отношении персонала (дисциплина, льготы и др.) ее достижения и др.;
приказы и распоряжения по организации;
персональная информация (поздравления, поощрения и другое).
4. Регулярные встречи представителей руководства организации с работниками подразделений, на которых работникам разъясняется политика, проводимая руководством, те проблемы, которые решаются руководством в настоящий момент которые предстоит решить в ближайшем будущем (не путать эти «информационные» посещения подразделений с рабочими посещениями подразделений представителями руководства, которые имеют совсем другие цели).
5. В качестве канала доведения информации так же используются приказы, распоряжения и служебные записки.
Понимание того, что эффективная работа по информационному обеспечению персонала повышает уровень трудовой мотивации работников, дает в распоряжение руководства еще один рычаг, позволяющий увеличить отдачу от человеческих ресурсов организации.
2.8. Меры дисциплинарного воздействия и трудовая мотивация
Воздействие на мотивацию труда обычно увязывается с формированием желательного поведения работников и с достижением необходимого уровня производительности. Однако руководители часто сталкиваются с необходимостью избавления от нежелательного поведения и низкого (неприемлемого) уровня производительности. В рассматриваемой организации так же используются наказания и дисциплинарные меры, чтобы снизить нежелательное поведение и низкую производительность. Примеры наказуемого поведения:
1. прогулы,
2. опоздания,
3. уход с рабочего места,
4. нарушения правил техники безопасности,
5. грубость клиентам,
6. воровство,
7. несвоевременное выполнение порученной работы,
8. употребление спиртных напитков в рабочее время
Наказания или дисциплинарные воздействия - это нежелательные для работника последствия (выговор, лишение премии, устное взыскание штрафы), следующие за тем или иным нарушением или уклонением от установленных в организации правил и норм поведения, за отклонением работника от выполнения требований своей профессиональной или должностной роли.
Условия наказания
Рассматривая наказания как важное средство воздействия на мотивацию и поведение работников, следует определить те условия, которые сделают наказания наиболее эффективными. Эти условия включают в себя:
1. Время. Эффективность наказания увеличивается, если наказание следует близко по времени к наказуемым проступкам.
2. Интенсивность. Наказание имеет большую действенность, если меры воздействия на работника достаточно сильны или воспринимаются им как значимые.
3. Разъяснение причин. Разъяснение четких и однозначных причин наказания дает работнику понимание, какое конкретное действие вызвало действия руководителя. Очень важно информировать работников по поводу того, чего они не должны делать. С другой стороны, если причины наказания не разъяснены, или если наказание для работника не связано с конкретным его действием, то наказание может иметь негативное влияние на трудовую мотивацию и рабочее поведение подчиненных.
4. Неличностный характер. Наказание должно относиться к конкретному проступку, а не к личности или ко всему поведению работника в целом. Чем более неличностным является наказание, тем ниже вероятность того, что наказываемый работник будет переживать нежелательные побочные эмоции и испытывать постоянное напряжение в отношениях со своим руководителем.
Все вышеперечисленные условия в полной мере характеризуют наказания используемые в ООО «НиЛ».
Минусы от использования наказаний
Кроме моральных аргументов против использования наказания, есть и другие причины против его использования:
1. Цель наказания - снизить проявления того поведения, которое наказывается. Однако если наказание достаточно суровое и применяется в течение достаточного времени, оно может также подавлять проявления образцов одобряемого поведения.