Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:01, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время в большинстве стран мира господствуют рыночные отношения и функционирует достаточно большое количество организаций, выпускающих однородную продукцию. Между ними существует жесткая конкуренция. В таких условиях выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации в любой стране.
Тема дипломной работы актуальна и интересна тем, что она затрагивает интересы практически каждого работника. Современные российские предприятия, компании, сознавая важность функции мотивации, все еще недостаточно уделяют внимания организации мотивирующей среды. А руководителям необходимо знать и уметь использовать мотивирующие факторы для повышения самоотдачи работников.
Целью данной работы является определение и анализ основных факторов мотивационного воздействия.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………5
1. Теории мотивации………………………………………..………..8
1.1.Понятие мотивации………………………………………..………8
1.2. Содержательные теории мотивации……………………….…...12
1.3. Процессуальные теории мотивации…………………………….21
Выводы……………………………………………………………...…25
2. Исследование методов повышения трудовой мотивации персонала используемых в ООО «НиЛ»………………….….……..26
2.1. Внешняя и внутренняя среда организации……………….…….27
2.2. Структура управления предприятием……………………..……29
2.3. Мотивация работников через организацию работ………..……30
2.4. Мотивация через постановку рабочих целей…………………..33
2.5. Система материального стимулирования………………..…….35
2.6. Моральное стимулирование работников……………………….38
2.7. Информирование персонала………………………………….….39
2.8. Меры дисциплинарного воздействия и трудовая мотивация..42
Выводы…………………………………………………………...…..42
3. Рекомендации по совершенствованию мотивационной деятельности ООО «НиЛ»……………………………………..…...47
3.1. Исследование удовлетворенности трудом персонала организации ООО «НиЛ»……………………………………..……47
3.2. Удовлетворенность трудом и рабочие показатели………..…51
3.3. Факторы влияющие на мотивацию работников………………53
3.4. Оценка эффективности и совершен¬ствование системы стимулирования труда………………………………………...……60
Выводы………………………………………………………..……..62
Заключение…………………………………………………………63
Список используемых источников и литературы ………………68

Вложенные файлы: 1 файл

Диплома.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

2.      Использование наказаний может приводить к побочным эффектам (например, раздражение или агрессивность). Кроме того, наказы­ваемые работники могут попытаться избежать наказания (прогул, увольнение) или проявлять враждебность по отношению к руководству (например, через саботаж).

3.      Действие наказания является временным, и если наказание отменяет­ся, то нежелательная реакция может восстановиться в полном объе­ме. Тот факт, что наказание работает (то есть приводит к желатель­ным результатам), является аргументом, убеждающим руководителей в целесообразности продолжения использования наказания.

4.      Наказание может иметь негативное влияние на других работников. Например, если работники считают, что их товарищ наказан несправедливо, то коллектив может объединиться против руководителя. В результате вместо повышения эффективности работы, можно полу­чить снижение управляемости коллектива со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Выводы

На первый взгляд, изучение особенностей мотивации работника кажется простым и очевидным делом. Создается впечатление, что достаточно руководителю определить доминирующие потребности подчинен­ного - и он сможет легко определить тот тип рабочих заданий и такие условия, которые смогут наилучшим образом заинтересовать работника в достижении конечных результатов и мотивировать на работу с высокой отдачей. Однако на практике воздействие на мотивацию персонала является намного более сложной задачей, чем это может показаться.

Руководителям, желающим воздействовать на трудовую мотивацию своих подчиненных, недостаточно оценить и понять их доминирующие потребности, необходимо создать такие условия, которые будут повышать уровень трудовой мотивации работников и степень их заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов. Однако, как доказывает опыт в российских организациях разного типа, сложившаяся практика работы и система управления порождает ряд препятствий, мешающих руководителям добиться высокой заинте­ресованности персонала в конечных результатах. Среди этих препят­ствий наиболее типичными являются следующие:

1.      низкая зарплата (как по мнению самих работников, так и по мнению их руководителей);

2.      плохая связь системы материального стимулирования и рабочих результатов;

3.      неудовлетворительные условия труда;

4.      плохие возможности обучения и повышения квалификации;

5.      низкий уровень доверия к руководству;

6.      недостатки в организации труда (неритмичная работа, ошибки в пла­нировании, плохая обеспеченность сырьем и материалами, несво­евременный ремонт оборудования и тому подобное);

7.      сложившаяся практика управления, ориентированная больше на контроль и поддержание дисциплины, чем на формирование заин­тересованного отношения к делу;

8.      равнодушие к потребностям, проблемам, устремлениям персонала; отношение к человеческим ресурсам как к расходному материалу; пре­обладание авторитарного стиля управления, насаждение в организа­ции порядков и правил, отражающих ценности, установки, приори­теты высшего руководства.

Все вышеперечисленные недостатки в полной мере присущи и ООО «НиЛ». Преодоление некоторых из перечисленных препятствий на пути формирования высокой мотивации персонала (например, таких, как уровень зарплаты, условия труда или сложившая практика управления) довольно трудно и возможно лишь в масштабах всей организации, в то время как преодо­ление других препятствий (недоверие к руководству, недостатки в орга­низации труда или равнодушие к интересам работников) по силам отдельным руководителям и может быть осуществлено в рамках единичного подразделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НиЛ»

 

3.1. Исследование удовлетворенности трудом персонала организации ООО «НиЛ»

Для выявления удовлетворенности трудом персонала организации в ООО «НиЛ» было проведено исследование.

Выявление проблем и формулирование целей. Любое исследование следует начинать с формулировании я целей. Нечетко сформулированная проблема не позволит верно определить цели исследования.

Отбор источников информации. Всю информацию можно разделить на первичную и вторичную.

Первичной называется информация полученная впервые для конкретно поставленной проблемы.

Вторичной называется информация, уже кем-то ранее собранная для других целей и которая может оказаться полезной для решения данной проблемы.

Любое исследование следует начинать именно с отбора вторичной информации. Но вследствие того, что подобных исследований в рассматриваемой организации ранее не проводилось, то исследование следует начать сразу со сбора первичной информации.

Сбор первичной информации. Этот этап имеет место, когда вторичной информации оказывается недостаточно или она отсутствует. Можно назвать четыре метода получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос.

Наблюдение – один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях – заключается в проведении непосредственного наблюдения за людьми и окружающей обстановкой в районе интересуемого объекта.

Эксперимент позволяет выявить реальную реакцию групп людей на определенные факторы или их изменения.

Фокусирование заключается в целенаправленном отборе специальных фокус-групп, обычно от семи до пятнадцати человек, и обсуждении в их кругу интересующей исследователей проблемы под руководством профессионального психолога.

Опрос – наиболее универсальный и эффективный метод проведения исследований, особенно когда речь идет о сборе первичной информации.

Определившись с методами исследования, необходимо выбрать соответствующее орудие исследования. Существует два типа орудий: механические устройства (разного вида фиксирующие приборы), например видеокамеры, и анкеты.

Из всех вышеперечисленных методов и орудий исследования мною был выбран анкетный опрос как наиболее простой и эффективный.

Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах – это формулирование таких вопросов, на которые трудно ответить или не хочется отвечать, либо отсутствие вопросов на которые следовало бы обязательно получить ответы. При составлении анкеты следует пользоваться простыми не двусмысленными словами, не содержащими наводящих элементов. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов. Первый из вопросов должен пробудить интерес у опрашиваемого. Трудные и личные вопросы следует ставить в конце анкеты.

Анализ собранной информации. Полученная в ходе этого исследования информация подвергается всестороннему анализу.

На основе проведенного анализа формулируются основные выводы, принимаются или отвергаются гипотезы и даются рекомендации.

На основе всего вышесказанного мною была составлена анкета и проведен опрос работников исследуемой организации. Было опрошено 36 из 42 сотрудников. Результаты анкеты представлены в приложении 2.

Проведем анализ полученной информации.

Размер заработной платы.

78% опрошенных отметили среднюю удовлетворенность размером заработной платы. Следует повысить материальное стимулирование работников, а так как поднятие заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя.

Перспективы профессионального и служебного роста.

Опрос показал что более половины сотрудников не видят  перспективы роста в данной организации. Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегиро­вать работнику больше ответственности за выполнение определен­ной работы.

Взаимоотношения с непосредственным руководителем.

62% опрашиваемых ответили что их удовлетворяет данный показатель. Это является следствием индивидуального подхода к подчиненным. С развитием организации и увеличением численности персонала будет все труднее поддерживать этот фактор.

Важность и ответственность выполняемой работы.

74% опрошенных работников удовлетворяет этот показатель удовлетворенности. Это также связано с небольшой численностью персонала. Так как промах даже одного работника может оказаться заметен на финансовом положении фирмы.

Условия труда.

В ООО «НиЛ » уделяют очень большое внимание на данный показатель. Следствием этого и стал такой высокий результат опроса.

Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне.

Низкий уровень данного показателя скорее связан с нестабильностью российского рынка нежели конкретно с рассматриваемой организацией.

Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей.

89% опрошенных отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Этот показатель

То, насколько эффективно организована работа в целом.

Низкая оценка этого показателя связана с тем, что организация интенсивно развивается и одновременно с развитием требуется реорганизация организации работ, на которую требуется много сил и времени.

Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе.

90% опрошенных ответили что их в полнее удовлетворяет этот показатель – самая высокая оценка из всех пунктов анкеты. Однако это не означает что можно забыть о данном показателе. В будущем в организации так же  следует поддерживать хорошие взаимоотношения между работниками.

Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе.

55% опрошенного персонала ответили что их удовлетворяет данный показатель. А 39% что не удовлетворяет. Непосредственным руководителям работников следует выявить людей с низким уровнем удовлетворенности по данному показателю и по возможность предоставить больше инициативы в выполняемых ими обязанностях.

Режим работы.

Довольно высокая удовлетворенность этим показателем обусловлена гибким рабочим графиком. Который состоит в том что рабочий день разбит на обязательные часы присутствия и гибкие. 15% персонала которые недовольны существующем в фирме режимом работы обуславливают это тем что довольно часто приходиться оставаться в гибкие часы рабочего времени что бы завершить работу в срок.

Соответствие работы вашим способностям.

Опрос показал очень низкую удовлетворенность данным показателем. Для эго повышения руководству следует выявлять способности работников и действовать в соответствии с полученной информацией.

Работа как средство достижения успеха в жизни.

Более половины опрошенных отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Это связано не только с фирмой но и с  невысоким уровнем жизни в России.

 

3.2. Удовлетворенность трудом и рабочие показатели

Важнейшей составляющей трудовой мотивации является степень удовлетворенности человека местом работы и выполняемой работой. Было бы естественно предположить, что повышение удовлетворенности работников своим трудом в организации неизбежно приведет к Повышению их продуктивности. И хотя между удовлетворенностью трудом и рабочими показателями существуют довольно сложные отношения, многими исследованиями показано, что высокая удовлетворенность трудом действительно оказывает положительное влияние на работу персонала. Это связано с тем, что высокая удовлетворенность работников своим трудом в организации улучшает их отношение к работе и к организации, способствует росту уровня трудовой и исполнительской дисциплины и как результат - производительность работников повышается.

В то же время, нельзя утверждать, что более высокий уровень удовлетворенности автоматически ведет к более высоким рабочим результатам. Высокая удовлетворенность для некоторых категорий работников может сопровождаться низким уровнем производительности, то есть работник, очень довольный своим местом и своей работой, может работать с прохладцей, не напрягаясь.

Рассматривая связь между удовлетворенностью трудом в организации и рабочим поведением персонала, следует обратить внимание и на негативные последствия неудовлетворенности трудом. Это проявляется в том, что чем меньше работник удовлетворен местом работы и содержанием выполняемой работы, тем слабее его связи с компанией, в которой он работает. Это выражается не только в склонности к увольнению, но и в снижении уровня трудовой и исполнительской дисциплины, в повышении склонности к прогулам.

Неудовлетворенность выполняемой работой и получаемой оплатой может привести к серьезным последствиям для организации в долгосрочной перспективе. Если из организации начнут увольняться лучшие работники или персонал будет работать хуже, то ее эффективность и неспособность к оперативному реагированию на изменения внешней среды может сильно снизиться. Таким образом, удовлетворенность работников своей работой может самым непосредственным образом влиять на конкурентоспособность и выживание организации.

Информация о работе Мотивация персонала