Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа
Тема мотивации персонала на сегодняшний день очень актуальна. Я ее выбрала, с целью изучить теорию и рассмотреть на практике ее объективные предпосылки. Узнать, какие аспекты на сегодняшний день являются наиболее важными для сотрудников, и какие мотивации применяются руководителями предприятия, для привлечения деятельности сотрудников. Я постараюсь проанализировать методы мотивации персонала, чтобы убедиться в том, что мотивация действительно является фактором эффективной работы предприятия.
Введение………………………..…………………………………………………........3
Анализ теорий мотивации персонала…………………………………………
1.1. Мотивация персонала………………..………………………… ……….……3
1.1.1. Мотивация, как процесс…………………………………………………….4
1.2. Теория мотивации……………………………………………………………..5
1.2.1. Теория мотивации Ф.У. Тейлора…………………………………………...6
1.2.2. Теория мотивации Элтона Мэйо…………………………………………...7
1.2.3. Теория мотивации А.Х. Маслоу …………………………………………...8
1.2.4. Теория мотивации Ф. Херцберга…………………………………………...9
1.2.5. Теория мотивации Д. Мак-Грегора…..…………………………………...12
1.2.6. Теория мотивации МакКлелланда………………………………………..14
1.2.7. Теория ожиданий Врума В. …………………………………………........15
1.2.8. Теория справедливости……….…………………………………………...16
1.2.9. Теория мотивации Л. Портера – Э. Лоулера ……..……………………...17
1.2.10. Теория мотивации Л.С. Выгодского…………………………………….17
1.3. Критерии, мотивирующие организацию труда……………………………18
1.4. Исследование теории мотивации в современных организациях………...20
Практическое применение теории мотивации в деятельности
компании ОАО «Газпром»………………………………………………………
2.1. Характеристика компании ОАО «Газпром» …….………………………...23
2.2. Мотивация персонала в компании ОАО «Газпром» ……………………...24
Заключение…………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………….................................................31
- сплоченность как среди отдельных групп персонала (отделов, подразделений), так и всего коллектива в целом, степень совпадения ценностей сотрудников с ценностями руководства;
- анализ степени удовлетворенности наиболее значимых для сотрудников потребностей и т.п. [11]
Четвертый этап. Предоставление полученной информации руководству организации, обсуждение возможных мер по корректировке системы мотива- ции. [11]
В целом, можно сказать, что информация, полученная в ходе реализации предложенной в работе модели диагностики системы мотивации, позволяет, во-первых, понять характер ожиданий работников, связанных с трудовой деятельностью, во-вторых, предвидеть (с определенной степенью вероятности) появление тех или иных фактов трудового поведения, и, в-третьих, успешно управлять деятельностью коллектива, рационально использовать методы и средства воздействия не только на трудовое поведение людей, но и на трудовую ситуацию в целом, позволяя работникам трудится в ней комфортно и в соответствии со своими запросами. [11]
2. Практическое применение теории мотивации в деятельности компании ОАО «Газпром».
2.1. Характеристика компании ОАО «Газпром»
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности —
«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки. [12]
Компания располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Ее доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 70%. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом. [12]
«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 161 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья. [12]
«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа и обеспечивает около 5% мирового производства СПГ. [12]
Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы. [12]
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок. [12]
2.2. Мотивация персонала в компании ОАО «Газпром»
Политика управления человеческими ресурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций направлена на создание эффективного механизма управления персоналом на основе социального партнерства в рамках задач обеспечения основной деятельности ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций, входящих в систему ОАО «Газпром». [12]
Задача Компании – стать лидером среди глобальных энергетических компаний – предполагает развитие следующих ключевых преимуществ:
· масштаб и стабильность деятельности Компании;
· профессионализм работников и традиции Компании;
· социальная и экологическая ответственность. [12]
В настоящее время изменилась роль персонала в производственной деятельности Компании. Работники рассматриваются в качестве одного из главных стратегических ресурсов Компании, обеспечивающих её конкурентоспособность и способствующих успеху Компании в достижении поставленных целей. [12]
Изучив общие положения политики управления человеческими ресурсами компании «Газпром», его дочерних обществ и организаций, можно сделать следующие выводы – проводимая политика компании направлена на обеспечение социальной защищенности работников, мотивацию работников к длительной и эффективной работе в компании.
Мотивацию компании ОАО «Газпром» я разделила на три основных направления.
Первая – это финансовая. Известно, что человек мотивируется финансами до тех пор, пока он не начинает зарабатывать достаточное количество денег, чтобы чувствовать себя комфортно. Об этом утверждал еще в начале прошлого века Ф.Тейлор. Следует отметить, что достойная оплата труда сотрудников – одна из основ системы управления персоналом компании.
Социальный пакет Газпрома очень объемный и включает в себя следующее:
· льготы, нацеленные на охрану здоровья и получение полноценного отдыха: бесплатные и льготные путевки на отдых и санаторно-курортное лечение для сотрудников и их детей, оплату проезда до места отдыха и обратно, добровольное медицинское страхование. Эти льготы – важная составная часть корпоративной программы оздоровления персонала;
· единовременную материальную помощь в сложных жизненных ситуациях;
· единовременное пособие при выходе на пенсию. На сегодняшний день это хороший показатель заботы о сотрудниках компании. И это одно из немногих предприятий, которое предоставляет такой значительный социальный пакет.
Кроме того, предоставляются дополнительные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми. В целях решения жилищных вопросов работников успешно реализуется программа жилищного обеспечения, основанная на использовании нового рыночного механизма — банковского ипотечного кредитования. Таким образом, уделяется внимание каждому работнику, что не маловажно, если вспомнить теорию Ф.Тейлора. Состав и масштабы всех этих льгот зависят от экономических возможностей общества и условий коллективного договора.
Вторая мотивация — участие в создании интересных, хороших, работающих проектов. Осознание того, что люди занимаются не бессмысленной для своего предприятия деятельностью, а разрабатывают, творят и делают что-то нужное и полезное. Одним из самых массовых корпоративных мероприятий, направленных на повышение мотивации персонала компании, являются конкурсы профессионального мастерства. Не зря Ф. Херцберг отмечал, что главным стимулом является сама работа и связанные с ней потребности признания достижений, стремление к продвижению по службе. И когда работники готовят свои проекты, презентации, показывая эффективность своей деятельности, с использованием чего-либо, они зачастую выдвигают свои версии виденья эффективности деятельности, которые, руководство может и не заметить в силу того, что никогда лично с какими-либо ситуациями не сталкивается. Проекты, подающие надежды, отбираются и в дальнейшем используются компанией. Тем самым, компания помогает людям осознавать, что они могут быть полезны, что является естественным социальным свойством общества, а также поощряет умы. Данная мотивация является финансовой. Но, она выполняет сразу несколько функций: это одновременно и инструмент морального поощрения наиболее эффективных сотрудников, и механизм обмена передовым опытом, накопленным в различных дочерних обществах.
Третья мотивация — это когда талантливые люди хотят развиваться, заниматься самоулучшением. Хотят видеть не только повышение денежной компенсации за свой труд и карьерный рост, но и повышение собственной квалификации. И это как раз тот момент, когда можно применить теорию мотивации А. Маслоу. По пирамиде потребностей люди, преодолев определенный уровень, стремятся к следующему, более высокому. Обучение и развитие деловых и личностных качеств персонала направлено на поддержание и повышение профессионального уровня работников компании, тем самым совмещая желания работников.
Подготовка и развитие персонала осуществляется посредством функционирующей и развивающейся системы непрерывного корпоративного образования. Основными составляющими системы корпоративного образования являются:
· строгое соответствие обучения общей стратегии развития компании;
· выстраивание по принципу приоритетности выявленных потребностей и практической необходимости в обучении различных групп персонала;
· планирование и координация обучения, аудит качества и эффективности системы обучения;
· использование современных эффективных форм обучения, исходя из
экономической и методологической целесообразности их применения;
· развитие новых видов обучения;
· развитие корпоративной сети учебных подразделений и расширение связей по обучению персонала с российскими и зарубежными учебными организациями;
· индивидуальный подход к обучению и развитию молодых специалистов;
· возрождение института наставников и привлечение для этой работы высококвалифицированных специалистов, при этом статус наставника должен являться не только почетной обязанностью и признанием авторитета и заслуг работника, но и основанием для материального вознаграждения;
· активная политика по обеспечению преемственности руководящего звена, целенаправленное обучение управленческого резерва. [12]
Поиск и привлечение талантливых специалистов является одним из приоритетных направлений кадровой политики компании ОАО «Газпром». Работа по привлечению молодых, энергичных, нацеленных на профессиональный рост сотрудников начинается со студентов вузов и колледжей.
Компания активно участвует в формировании кадрового резерва нефтегазовой отрасли, поддерживая организацию олимпиад для выпускников школ в регионах присутствия компании с целью отбора победителей для поступления в высшие учебные заведения. Среди партнеров компании — ведущие вузы страны:
· Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
· Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина
· Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
· Санкт-Петербургский государственный университет
· Уфимский государственный нефтяной технический университет
· Тюменский государственный нефтегазовый университет
В рамках сотрудничества с учебными заведениями компания предоставляет студентам возможность пройти преддипломную практику на предприятиях «Газпром нефти», где они могут подкрепить теоретические знания практическими навыками и сделать первые профессиональные шаги в нефтяной отрасли. Лучшие из студентов, положительно зарекомендовавшие себя в ходе практики, по окончании учебных заведений получают приглашение работать в ОАО «Газпром».
Для молодых специалистов компании действует адаптационная программа, включающая обучающие программы и назначение каждому молодому специалисту персонального наставника. Трехлетняя программа развития призвана максимально раскрыть профессиональный потенциал и определиться с оптимальным путем развития карьеры в «Газпром нефти». [12]
В 2010 году была разработана и реализована программа для молодых специалистов «Шаг в будущее». В соответствии с программой каждый молодой работник «Газпром нефти» участвует в тренингах, направленных на развитие компетенций в соответствии с корпоративной моделью управления компетенциями. В 2011 году в рамках программы «Шаг в будущее» в Подмосковье прошел 3-й корпоративный слет молодых специалистов. [12]
ОАО «Газпром» стремится обеспечить непрерывное развитие сотрудников, соответствующее требованиям бизнеса и корпоративной культуры компании, ценит их стремление к освоению новых знаний, навыков и технологий. Компания видит своей целью создание системы поступательного обучения, охватывающего все категории производственного и управленческого персонала, на всех уровнях — от рабочих и специалистов до топ - менеджеров.
Образовательные и развивающие программы компании ОАО «Газпром» включают три основных блока:
·программы профессионального обучения, направленные на повышение знаний и навыков по конкретным специальностям и функциям;
· программы развития корпоративных менеджерских компетенций;
· программы для развития понимания бизнеса.
Основным инструментом развития сотрудников являются индивидуальные планы развития, которые составляются с учетом требований, предъявляемых к должности, результатов оценки, возможностей развития сотрудников, а также мнения непосредственных руководителей и наставников.
Компания не только активно привлекает молодых специалистов, но и инвестирует в профессиональное развитие сотрудников, работающих в компании. В 2011 году обучение за счет компании прошли 1 786 человек. На обучение и развитие персонала было выделено 148,6 млн. руб. [12]
Таким образом, эффективная система вознаграждения обеспечивает: единый подход к оплате труда всех работников компании и соответствие между достигнутыми результатами труда и справедливым вознаграждением; предоставление работнику вознаграждения, как в материальной, так и в нематериальной форме; поддержание достойного уровня оплаты труда; оптимальное соотношение между базовой ставкой (тарифной частью) и дополнительными (премиальными) выплатами; изменение базовой ставки материального вознаграждения в зависимости от темпов инфляции и финансовых возможностей компании; применение системы дополнительного стимулирования за повышение эффективности производства; развитие системы наград и поощрений, в том числе за создание и внедрение новой техники, законченные научные разработки, решение финансово-экономических, социально-трудовых и других вопросов.
Информация о работе Мотивация персонала в компании ОАО «Газпром»