Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение социального развития организации и пути его совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
Изучить сущность и роль социального развития, основы социального развития коллектива организации, проблемы социально-экономических взаимоотношений в коллективах, проанализировать зарубежный опыт в управлении социальным развитием организации;
Проанализировать систему социального развития в Гомельском райпо;
Введение
На сегодняшний
день современные белорусские
Тема исследования «Социальное развитие организации (предприятия)
и пути его совершенствования в современных условиях» актуальна и интересна тем, что она относительно недавно получила свое развитие.
Вопрос социального развития
коллектива организации в современном
обществе и конкретно в организациях
играет огромную роль. Так как именно
предприятия с эффективной
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Объект исследования – Гомельское райпо
Предмет исследования – социальное развитие организации.
Целью данной работы является изучение социального развития организации и пути его совершенствования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала решение следующих исследовательских задач:
В ходе исследования применены методы общенаучного характера и экономико-статистические.
К основным общенаучным методам, примененным в работе, относятся диалектический материализм, анализ, синтез и другие.
Экономико-статистические методы такие: метод абсолютных, относительных, средних величин, метод цепных подстановок и другие.
Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили публикации ведущих учёных-экономистов по данной проблеме: Савицкой Г.В., Климович Л.К., Ермоловича Л.Л., Кабушкина Н.Н., в которых рассмотрены следующие проблемы: мотивация труда, зарубежный опыт мотивации труда в организации.
Гомельское райпо
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются теоретические основы, направления и показатели социального развития коллектива. В ней также описываются проблемы социально-экономических взаимоотношений коллектива в организации.
Во второй главе описывается практическое исследование по выбранной теме, на примере Гомельского райпо. Приведена хозяйственная характеристика предприятия, анализ структуры управления социальным развитием, задачи и основные функции отдела социального развития коллектива.
В третьей главе приведены основные направления совершенствования управления социальным развитием коллектива организации в Гомельском райпо.
Состоит работа из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Работа имеет 54 страницы, 6 таблиц, 3 рисунка, 2 формулы, 20 использованных источников, 15 приложений.
1. Сущность, цели и задачи системы мотивации труда работников в организации
1.1 Сущность мотивации труда и ее значение в управлении организацией
мотивация стимулирование работник экономический
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
По мнению Киселева И.Е., мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.) [9, c. 216].
Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.
Согласно Н.Н. Кабушкину, мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации [8, c. 191].
Как считает Л.К. Климович, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения личных целей и целей организации. Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию [10, c. 201].
По мнению Н.Н. Кабушкина, мотив – побудительная причина поведения и действий человека:
– возникающая под воздействием его потребностей и интересов;
– представляющая собой образ желаемого человеком блага [8, c. 199].
Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. внешние мотивы называются стимулами, которые могут быть материальными или нематериальными [10, c. 202].
Самым распространенным материальным стимулом является заработная плата. В дополнение к заработной плате может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.
Нематериальные стимулы могут быть выражены в форме поощрения (вознаграждения) и иногда наказания. Они не могут воздействовать на текущее поведение, но задают его будущую линию, и люди прекрасно знают, что их ждет, если они будут относиться к выполнению своих обязанностей надлежащим или ненадлежащим образом.
И материальные и нематериальные стимулы должны применяться в комплексе на основе рационального сочетания. Только таким способом можно добиться наибольшей эффективности труда работников организации.
Мотивационный процесс включает следующие этапы:
Для эффективной мотивации деятельности, прежде всего, следует обеспечить сотрудника возможностями выполнить работу, определить рамки его действий, четко сформулировать цели и задачи, создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей) [12, c. 95].
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
1.2 Содержательные и
Научные подходы к изучению мотивационного процесса начали формироваться с XIX века. Они связаны, прежде всего, с развитием психологической науки. Сегодня существуют два подхода, на которых основываются содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. Из рассматриваемых теорий к ним относятся:
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные [4, c. 172].
Маслоу выдвинул гипотезу, что в каждый конкретный момент поведение человека определяется самой сильной из неудовлетворенных потребностей. По мере того как очередная потребность удовлетворяется, она перестает играть мотивирующую роль и мотивирующей становится следующая потребность. При этом, по мнению Маслоу, сила потребностей понижается от физиологических потребностей к потребностям в самовыражении по ступеням иерархии потребностей (рисунок 1.2).
Самая высокая
потребность – потребность
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Концепция Маслоу получила широкую популярность, особенно среди практических менеджеров. Она соответствовала их интуитивному пониманию проблемы мотивации и была проста для понимания. К сожалению, эмпирические исследования не подтверждали абсолютную применимость этой теории в практических ситуациях.
Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера.
Идеи Маслоу об иерархии потребностей оказали сильное влияние на представление о том, как эффективно мотивировать сотрудников организации. Позже Клейтон Алдерфер, из Йельского университета, воспользовавшись идеями Маслоу и других авторов, сформулировал более применимый подход, который получил название «теория выживания, принадлежности и роста».
Алдерфер выстроил трехуровневую иерархию потребностей, в которую включил приблизительно те же потребности, что и Маслоу, но иначе распределил их по группам. Им были выделены группы жизненно необходимых потребностей, которые включают:
Информация о работе Мотивация труда работников по материалам Гомельского Райпо