Мотивация трудовой деятельности персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящего исследования обусловлена экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в нашем Отечестве. За последнее десятилетие в России количество предприятий различных форм собственности выросло на порядок соответственно с течением времени перед новыми руководителями новых предприятий встала проблема управления кадрами. Это изменение обусловлено тем, что руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мотивация трудовой деятельности персонала.doc

— 575.00 Кб (Скачать файл)

 

«УралАЗ – Персонал» выполняет следующие функции:

 

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника,

также другие функции, касающиеся переводов, увольнений и т.п.

Отдел труда и заработной платы занимается определением заработной платы и льгот, т.е. разрабатывает структуру заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

Рассмотрим важные для системы мотивации функции.

 

3.2.1Планирование потребности в трудовых ресурсах.

 

 Я думаю, что при определении целей своей организации руководство должно также определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Потребность в людях тоже кажется вполне очевидной.

Планирование людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и  персонала. Процесс планирования включает в себя три этапа:

 

1. Оценка наличных ресурсов.

2. Оценка будущих потребностей.

3. Разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

Производственные   мощности   ОАО «УралАЗ»   позволяют выпускать 32 000 автомобилей в год.  В  1999 г.  выпущено – 5 470 автомобилей,  в 2000 – 8 457. Разное количество людских ресурсов было задействовано в их производстве. Фирма «УралАЗ-Персонал» занимается планированием численности ОАО «УралАЗ» в зависимости от того, какое количество автомобилей планируется выпустить. Регулярно проводятся сокращения штатных единиц в подразделениях ОАО «УралАЗ».  Нельзя сказать, чтобы на заводе работало ровно столько людей, сколько нужно для производства заданного количества автомобилей, на самом деле их все же больше, что связано с тем, что ОАО «УралАЗ» является градообразующим предприятием города Миасса, и оно вынуждено заботиться о предоставлении гражданам рабочих мест.

 

Отбор кадров. Я думаю на этом этапе начальники производств и подразделений ОАО «УралАЗ» отбирают наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Они выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Решение о выборе основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, инженер подразделения «Научно – технический центр»), то наиболее важное значение имеет образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, например, для должности заместителя генерального директора, главное значение  имеют образование, навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с генеральным директором, людьми, состоящими в такой же должности, подчиненными.

Требования, предъявляемые кандидатам при приеме на работу, оговорены в должностных инструкциях, которые разработаны фирмой «УралАЗ-Персонал» на основании  «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного постановлением  Минтруда РФ от 21.08.98 г. № 37. Должностные инструкции содержат в себе 5 разделов:

  1. Общие положения (где оговариваются:  название подразделения, должности, подчинение,  условия приема и увольнения, условия оплаты труда).
  2. Обязанности.
  3. Квалификационные требования (где оговариваются: образование, требования к стажу (количество лет, в какой должности), общие знания, специальные знания, особенности работы). В этом же разделе указываются перспективы роста сотрудника, виды повышения его квалификации.
  4. Права.
  5. Ответственность.

 

                  3.2.2. Определение заработной платы и льгот.

По моему убеждению, несомненно, различные вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, как работать, или может быть стоит вообще уйти из организации.

Заработная плата – это денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией работнику за выполненную работу.

На ОАО «УралАЗ», согласно методологической инструкции «Мотивация трудовой деятельности персонала»,  действуют следующие виды и условия применения поощрений, помимо оклада согласно штатному расписанию, премии по итогам работы за месяц, районного коэффициента:

            Таблица 2: «виды поощрения»

Виды поощрений

Условия применения поощрений

Документ о порядке применения видов поощрения

1

Выплата премии за основные результаты работы (для рабочих основного производства)

Комплексный коэффициент качества не ниже установленного уровня

СТП37.165.501-94

Порядок планирования и материального стимулирования выполнения показателей качества изготовления продукции

2

Выплата премии за выполнение показателей качества (для вспомогательных рабочих)

Нет упущений в работе, повлекших снижение качества выполняемой работы

Положение о премировании рабочих подразделения

3

Выплата переменной части за основные результаты хозяйственной деятельности (для служащих цехов, производств, отделов, управлений, руководства)

Выполнение плана по реализации, по снижению себестоимости

Положение о системе оплаты труда служащих, приказы ВУ от 26.02.99 г. № 167, от 17.03.99 г. № 212

4

Предоставление права работы на самоконтроле с ежемесячной доплатой к заработной плате

Сдача продукции ОТК с первого предъявления не менее 6-ти месяцев подряд

МИК-УИК 4.12-02

5

Повышение квалификации (разряда, категории, должности) с повышением заработной платы

1. Отсутствие претензий по качеству  труда.

2. Обучение на курсах: ПЭК, КЦН, вторая  профессия, КПК

МИК-УралАЗ-Персонал 4.18.-01

6

Установление доплат за профессиональное мастерство

Достижение работником высокого профессионального уровня

Положение об установлении доплат за высокое профессиональное мастерство

7

Заключение трудового договора (контракта)

1.Достижение работником высокого профессионального уровня.

2.Отсутствие претензий по качеству труда.

Положение о контрактной системе трудовых отношений работников ОАО «УралАЗ».

8

Присвоение звания «Лучший по профессии» с выплатой денежного вознаграждения

Сдача продукции ОТК с первого предъявления

Положение об экономическом соревновании

9

Присвоение звания «Лучший мастер» (бригадир), «Лучший начальник участка», «Лучший начальник цеха» с выплатой денежного вознаграждения

Комплексный коэффициент качества по подразделению не ниже установленного уровня

Положение об экономическом соревновании


 

Помимо заработной платы ОАО «УралАЗ» предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы. Это:

  • оплаченные отпуска;
  • оплата больничных;
  • страхование здоровья;
  • пенсионное обеспечение;
  • оплата декретных отпусков;
  • оплата питания работников;
  • выделение материальной помощи нуждающимся (в случае болезни, смерти близких родственников работника и т.п.);
  • предоставление льготных условий оплаты путевок в куротно-санаторные и лечебно-оздоровительные учреждения.

 

 

3.2.3 Профессиональная ориентация и социальная  адаптация в коллективе.

 

Я думаю, что организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество.

 Работая в Службе маркетинга  ОАО «УралАЗ», поэтому можно сказать  о способах адаптации в Службе  маркетинга. Формальный способ заключается  в беседе с директором Службы маркетинга. Он объясняет вновь поступившему служащему его обязанности, права, рассказывает о системе вознаграждения труда, в свою очередь, интересуется навыками работника, рассказывает о своих ожиданиях относительно работы нового служащего.

В процессе работы новому служащему приходится сталкиваться с другими сотрудниками. Из неофициального общения новые работники узнают неписаные правила Службы маркетинга, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. В Службе маркетинга служащие часто общаются в неформальной обстановке, что помогает новому человеку «влиться» в коллектив.

 

 

3.2.4. Подготовка кадров

 

По моему убеждению, в целях обеспечения высокой производительности труда работников на ОАО «УралАЗ» создано подразделение по повышению квалификации персонала, которое называется «Отдел профессиональной подготовки персонала» (далее ОППП). Это подразделение занимается разработкой  и проведением программ систематического обучения и подготовки работников. Существует методологическая инструкция, которая устанавливает единый порядок определения потребности в повышении квалификации, подготовке и переподготовке персонала – это МИК-УралАЗ-Персонал  4.18-03 «Определение потребности в подготовке и повышении квалификации персонала», также другие методологические и рабочие инструкции, предусматривающие порядок организации и проведения обучения.

 ОППП проводит обучение персонала  всех уровней:

  • низкого (мастера на производствах, служащие из обслуживающих производство подразделений);
  • среднего (начальники бюро, отделов);
  • высшего (директора, начальники подразделений).

 Если работникам, какого – либо подразделения Уральского автомобильного завода нужны особенные знания, то они должны написать заявку в ОППП о просьбе организовать курс по интересующему их предмету. Например, некоторые работники Службы маркетинга обучались в ОППП на аудитора внутренних проверок, все -  прошли курсы обучения о системе качестве, действующей на предприятии. По своей заявке коллектив Службы маркетинга  прошел курсы:

  • маркетинга и рекламы в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации;
  • по конструкции и техническим особенностям автомобилей «Урал» (поскольку у многих не хватало технических знаний);
  • о современных системах качества, применяемых на западных предприятиях («Структурирование функций качества»).

Делая вывод мне хотелось бы отметить, что  в данном случае обучение является довольно значительным элементом мотивации персонала, поскольку оно помогает служащим повысить производительность,  получать удовлетворение от своей работы.

 

3.2.5. Оценка результатов деятельности.

Таким образом, как я думаю следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда.

Начальники отделов в Службе маркетинга собирают информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, начальник информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой, и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности. В Службе маркетинга должности по возрастанию распределяются следующим образом: инженер, инженер 3 категории, инженер 2 категории, инженер 1 категории, ведущий инженер, начальник бюро, зам. начальника отдела, начальник отдела, директор Службы маркетинга. Переход с одной должности на другую осуществляется не только благодаря эффективной работе служащего, здесь имеет значение и соответствующее образование, и стаж работы, что тоже определено трудовым законодательством РФ. Например, инженер 1 категории бюро изучения рынка сбыта отдела маркетинговых исследований Службы маркетинга должен иметь высшее экономическое или инженерно-техническое образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее трех лет.

 

 

    1. Выводы и предложения по совершенствованию мотивации на ОАО «УралАЗ».

Рассмотрев эту главу  я хотела бы сделать вывод, что успех работы организации, если можно так сказать, это произведение способностей и мотивации ее сотрудников. Но многие люди на Уральском автомобильном заводе работают без должной энергии и энтузиазма, активность и предприимчивость уступают место формальному исполнению обязанностей “от и до”. Некоторые сотрудники и вовсе воспринимают пребывание на рабочем месте как тягостную повинность, несмотря на достаточно проработанную систему мотивации. Поскольку мотивация сотрудников по большому счету это совокупность внешних стимулов со стороны организации и внутренних мотивов работника, то малый успех мотивации при хорошей системе стимулов определен недостаточной мотивацией самих работников, т.е. демотивацией. И эта проблема существует во многих больших предприятиях.

Пассивность и равнодушие персонала не в последнюю очередь связаны с недостаточной психологической компетентностью самих руководителей, недооценивающих важность мотивирования подчиненных, а главное — практически не владеющих приемами мотивирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

   В ходе написания работы  я пришла к выводу, что:

   1. Эволюционное развитие мотивационных теорий прошло свой долгий путь от неосознанных, донаучных концепций материального стимулирования по принципу «кнута и пряника», которые лишь до определенного времени признавались действенными, до научно обоснованных, с попыткой оптимизировать мотивационный процесс в организации. Однако эти новые мотивационные модели в большинстве своем рассматривают лишь психологический, внутренний или индивидуальный аспект такого сложного организационного процесса, как мотивация. Поэтому появилась потребность разработки более новых, функциональных теорий мотивации, которые бы адекватно отображали взаимодействие мотивационного и других организационных процессов.    Мотивация играет важнейшую роль в структуре организации. Она пронизывает все сферы организационных взаимодействий, ее можно представить в качестве кровеносной системы организации, которая позволят всем остальным органам нормально функционировать, снимая противоречие между общественными и индивидуальными потребностями в организации, она исполняет такие значимые функции в организации, как интеграционная, обучающая и адаптирующая.

 2. Современное состояние теоретических разработок в сфере мотивации труда требует скорейшего и наиболее эффективного разрешения проблем практического мотивирования, которые имеют место в современной экономике. К таким проблемам можно отнести: сведение мотивирования работников к голому материальному стимулированию, которое зачастую неэффективно ввиду превращения мотивационных побуждений работников в постоянную экономическую необходимость. Можно констатировать существенный разрыв между теорией мотивации, признанием необходимости введения более современных мотивационных схем и их практической реализацией. Проблематичным также стало внутреннее стремление людей к работе, что существенно снижает эффективность труда. В целом проблема мотивации производственной деятельности может восприниматься уже не как локально отраслевая проблема, а как неэффективность функционирования общества в целом.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности персонала