Муниципальное имущество, как объект исследования на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ.
Успешное функционирование организации невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
Элементы муниципального хозяйства и формы его организации….5-10
1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования…………………………………………………………..11-17
2. Характеристика МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска, как объекта исследования финансово – хозяйственной деятельности
2.1 Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности…..18-20
2.2 Виды источников финансирования……………………………………21-23
2.3 Сравнительный анализ финансово – хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска……………………………..23-25
3. Рекомендации по совершенствованию организации финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
3.1 Совершенствование базы формирования внебюджетных средств МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска…………………………………….26-28
Заключение…………………………………………………………………29-31
Список используемой литературы………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа хоз. деят -ть.docx

— 142.61 Кб (Скачать файл)

В отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают как собственник, с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны.

Органы местного самоуправления выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.

В связи с этим и возникают сложности в определении понятия «муниципальное управление», поскольку оно, как и понятие «муниципальное хозяйство», имеет двойственную природу.

Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и вопросы более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления.

И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, целям удовлетворения общественных интересов граждан. [6 стр. 13].

Понятие "муниципальное управление" должно в обязательном порядке включать в себя не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом.

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства. [6 стр. 13].

Это несколько громоздкое определение, тем не менее, достаточно полно отражает содержание понятия «муниципальное управление», поскольку включает в себя и цель деятельности, и специфические средства ее осуществления.

Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого определения можно очень рельефно показать отличия муниципальной службы от службы в органах государственной власти. Они также проистекают из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, и в этом смысле его деятельность мало, чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

 

 

1.2 Роль  органов муниципального управления  в реализации политики в сфере  образования

 

Современная система управления образованием в Российской Федерации, являясь одной из подсистем управления обществом, характеризуется следующими особенностями: новыми взаимоотношениями федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, реализацией процесса децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями, переходом от государственного к государственно-общественному управлению.

Образование, относится к сложноорганизованным социальным системам, анализ которых может быть осуществлен с позиций системного подхода. Управление, с позиции системного подхода, есть процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. В теории управления принято характеризовать эту взаимосвязь как совокупность конкретных функций управления, обеспечивающих управленческое влияние на все многообразие элементов и сторон управляемого объекта. [12]

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, поскольку функционирование местных органов власти и управления осуществляется в определенных границах, на которые разделяется вся территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства, который был положен в основу советской системы государственного управления, местное самоуправление в стране строится на основе так называемого "поселенческого" принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты - городские и сельские поселения, а также объединения, в рамках одной территории - нескольких городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено новое понятие "муниципальное образование". [10 стр. 122]

В последнее десятилетие одним из ключевых принципов управления образованием является принцип муниципализации, когда центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается уже на муниципальный уровень. Это происходит в связи с тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Соблюдение принципа муниципализации управления образованием будет способствовать созданию необходимых условий, при которых органы местного самоуправления становятся реальным субъектом управления развитием образования, обеспечивающим каждому проживающему на данной территории организацию полноты и качества образования.

В Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" дается следующие определение: "муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выбранные органы местного самоуправления". [7]

Для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения данной территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным, или корпоративным интересам. Местное самоуправление опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

Понятие муниципальной системы образования в специальной литературе трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается "система муниципальных образовательных учреждений". Вторая точка зрения - это "совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального образования в интересах его населения". [8]

Таким образом, под муниципальной системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей муниципального образования.

Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры.

Потребность регулирования деятельности образовательных учреждений на муниципальном уровне приводит к необходимости смены целевых ориентиров муниципального управления образованием, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России. [10 стр. 135]

В этой связи во многих муниципальных образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной системе. Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.

Согласно статье 32 Закона "Об образовании" Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль  деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в  целях осуществления государственной  политики в области образования;

2) формирование  местных бюджетов в части расходов  на образование и соответствующих  фондов развития образования, разработка  и принятие местных нормативов  финансирования системы образования;

3) обеспечение  гражданам, проживающим на соответствующих  территориях, возможности выбора  общеобразовательного учреждения;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных  образовательных учреждений;

5) назначение  руководителей муниципальных образовательных  учреждений, если иное не предусмотрено  типовыми положениями об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов или решением органа  местного самоуправления;

6) строительство  зданий и сооружений муниципальных  образовательных учреждений, обустройство  прилегающих к ним территорий;

7) контроль  условий аренды зданий, помещений  и иных объектов собственности  образовательными учреждениями;

8) использование  государственных и муниципальных  образовательных учреждений, объектов  культуры и спорта в интересах  образования;

9) установление  дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования. [4]

Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

- организация  предоставления общедоступного  и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным  общеобразовательным программам, за  исключением полномочий по финансовому  обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

– организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

– создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

– обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

– учёт детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли. [8]

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Информация о работе Муниципальное имущество, как объект исследования на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детск