Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:20, курсовая работа
Тема проблемы управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ.
Успешное функционирование организации невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Введение ………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Методологические и теоретические основы управления муниципальным хозяйством
Элементы муниципального хозяйства и формы его организации….5-10
1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования…………………………………………………………..11-17
2. Характеристика МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска, как объекта исследования финансово – хозяйственной деятельности
2.1 Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности…..18-20
2.2 Виды источников финансирования……………………………………21-23
2.3 Сравнительный анализ финансово – хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска……………………………..23-25
3. Рекомендации по совершенствованию организации финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
3.1 Совершенствование базы формирования внебюджетных средств МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска…………………………………….26-28
Заключение…………………………………………………………………29-31
Список используемой литературы………………………………………..32
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.
На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях. [9 стр. 36]
Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, позволяющих поднять эффективность образования на должный уровень.
2. Характеристика МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска, как объекта исследования финансово – хозяйственной деятельности
2.1 Общая характеристика учреждения, задачи и виды деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Горнозаводска (ДОУ) было открыто в 1984 год – градообразующим предприятием Горнозаводский цементный завод на 320 дошкольных мест с крытым плавательным бассейном.
1995 год - приказом от 28.02.1995г № 29 «Детский сад № 5» передан в ведение Горнозаводского Управления образования.
Дошкольное образовательное учреждение, в дальнейшем именуемое ДОУ, является юридическим лицом. Учреждение имеет в оперативном управлении 2-х этажное типовое здание общей площадью - 2481,9 кв.м (Свидетельство о государственной регистрации права Серии 59 -БГ № 529418 от 10.09.2012 года).
Учредитель: Администрация Горнозаводского муниципального района Пермского края.
ДОУ осуществляет свою образовательную, хозяйственную, правовую деятельность в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677, законодательством РФ, другими нормативными актами, договором между Учредителем и ДОУ, Уставом ДОУ.
ДОУ имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности от 29 февраля 2012 г регистрационный номер № 1958.
В 2010 г. ДОУ прошло процедуру государственной аккредитации (Свидетельство № 555 от 17.06.2010г ИНН 5934041007) и признано садом общеразвивающего вида с приоритетным направлением работы «Физическое развитие» воспитанников, а также имеет право на реализацию образовательных программ.
ДОУ размещается в типовом 2-х этажном здании, в центре города, в густонаселенном микрорайоне. На участке размещено 13 площадок, все из них оснащены теневыми навесами, 2 спортивные площадки. Огород, цветники, кустарники, деревья обеспечивают условия для хорошего самочувствия и благотворно влияют на здоровье детей.
В здании расположены 13 групповых ячеек с полным набором помещений: групповые комнаты общая полезная площадь 33,5 кв.м, спальни - 32,5 кв.м; туалетные - 10,9 кв.м; приемные – 21,9 кв.м. Кроме того, в ДОУ размещаются бассейн площадью 129 кв.м (закрыт в 2007 году), прачечная, гладильная, имеющие раздельные входы и выходы на улицу; пищеблок, медицинские помещения, спортивный и музыкальный залы, методический кабинет.
Режим работы устанавливается Учредителем, исходя из потребностей родителей и возможностей бюджетного финансирования, и является следующим: пятидневная рабочая неделя, двенадцатичасовое пребывание детей. Режим работы групп ДОУ с 7 часов до 19 часов.
В процессе своей деятельности ДОУ реализует следующие задачи.
1. Охранять и укреплять здоровье детей, формировать навыки здорового образа жизни (проводятся закаливающие процедуры, фитотерапия, гимнастика и массаж утром и после сна)
2. Способствовать своевременному
и полноценному психическому
развитию каждого ребенка (в сюжетно
- ролевых играх, в рисовании, лепке,
аппликации, конструировании, в свободном
общении на занятиях развития
речи, чтении художественной
3. Обеспечить каждому
ребенку возможность радостно
и содержательно прожить
Удовлетворяя потребности родителей в дополнительном образовании, педагоги ведут кружково - секционную работу по формированию творческих способностей детей. Созданы и активно работают кружки: фольклорный ансамбль «Ладушки», кружок опытно – экспериментальной деятельности «дошкольная академия естественных наук», «Школа мяча». Театральная студия «Теремок», по декоративно – прикладному искусству «Умельцы – художники», по оригами «Игрушка своими руками».
Все услуги, оказываемые населению, бесплатные. В настоящее время прорабатывается система привлечения ДОУ к внедрению платных услуг: по реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», кружковая работа.
Организационный механизм управления учреждением имеет множество компонентов, но представляет собой единую систему, в которой функционирование отдельных элементов взаимозависимо и взаимообусловлено. Действующий в ДОУ механизм управления можно отнести к функциональной структуре управления.
2.2 Виды источников финансирования
Основным источником финансирования учебной и хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты труда его работников служат средства местного бюджета, выделяемые по нормативам в расчете на одного ребенка, согласно годовой смете, и родительская плата.
Структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат:
а) на образование, воспитание, подготовку кадров;
б) на формирование средств на оплату труда, создание необходимой системы стимулирования трудового коллектива.
Для финансирования учреждения в качестве расчетной единицы принимается показатель среднегодового контингента: один ребенок.
Предельная сумма родительской платы, получаемой от семьи, не должна превышать 20 % стоимости содержания ребенка, для семей статуса СОП – посещение детей в ДОУ бесплатное. Суммы выделяемых ДОУ бюджетных ассигнований определяются на основе государственных и местных нормативов финансирования. Эти нормативы представляют собой укрупненные показатели, включающие всю совокупность расходов на одного ребенка. В связи с отсутствием в бюджете средств на нормальное удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы до сих пор не приняты. Помимо основных источников финансирования выделяют дополнительные, значение которых в обеспечении жизнедеятельности учреждения возрастает с каждым годом (табл.2.1).
Таблица 2.1 Структура показателей финансирования МБДУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | ||||
Поступило средств, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Поступило средств, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Поступило средств, тыс.руб. |
Удельный вес, % | |
1. Поступило средств, всего |
7 320 100,0 |
100 |
9 469 548,0 |
100 |
16308051 |
100 |
2.Бюджетные ассигнования |
7 115 100 |
90,5 |
8 959 458 |
89,2 |
14308000 |
80,4 |
3.Доходы от внебюджетной деятельности |
- |
180,0 |
0,5 |
|
| |
4.Благотворительные средства |
- |
45,0 |
0,1 |
130,0 |
0,4 |
Результаты за 2011–2012 гг. показывают о высоком экономическом движении в Детском саду. В рамках реализации плана мероприятий «Дорожной карты» (2012г) детским садом освоено пять миллионов рублей, выделенных из местного и краевого бюджетов. Итог – созданы новые, соответствующие требованиям санитарных правил условия! Дополнительно открыто 77 мест! Детский сад с радостью принимает 305 детей! (В 2011г – 235детей, 2012г – 245 детей, январь 2013г- 305 детей)
Родительский комитет принимает решение участвовать в приоритетном региональном проекте «Новая школа», что позволило произвести ремонт в детском саду. На вне бюджет поступает - 45 000 рублей, из краевого бюджета - 135 000 рублей. Итого Детским садом произведен ремонт на 180 000 рублей.
2013 г. участие в конкурсе
социальных проектов по
В связи с тем, что объем финансовых ресурсов сильно ограничен, в течение одного года удается сделать лишь небольшую часть. Участие в работе по проекту «Новая школа» дало возможность существенно обновить материально – техническое обеспечение. Обобщенной оценкой правильного ведения хозяйственной деятельности является отсутствие в учреждении аварийных ситуаций, связанных с работой жизнеобеспечивающих систем.
2.3 Сравнительный анализ финансово – хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
В соответствии с НК РФ бюджетные учреждения не исключены из состава налогоплательщиков. Наряду с коммерческими предприятиями и организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности. Экономические показатели деятельности бюджетного учреждения используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы [ст.19 НК РФ].
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести: объем бюджетного финансирования; расходы по бюджету; объем реализации продукции (работ, услуг), расходы за счет средств внебюджетных источников; доходы от оказания платных услуг; расходы, связанные с оказанием платных услуг; прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Анализ исполнения сметы расходов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Горнозаводска показал, что в общей сумме расходов бюджетных средств преобладает фонд оплаты труда, который составил на 2012 год 62,5% от общей суммы. Во внебюджетной смете расходов же наибольший удельный вес представлен в статье «Поступление нефинансовых активов», который представляет 97,6% от общей суммы расходов внебюджетных средств.
В соответствии с бюджетной сметой статьи расходов части заработной платы за 2011-2012 и 2012 – 2013 год имели тенденцию к увеличению, что можно видеть на Рисунке 2.1.
Рис.2.1 Построение расходов бюджетной сметы относительно статьи «Заработная плата».
Статья «Коммунальные услуги» в 2012 году составила 1550000 тыс. руб., что на 2,5% меньше уровня 2013 года. При этом видно, что не смотря на то, что повышение тарифов неизбежно статьи коммунальных услуг остаются на одном уровне, что видно на Рисунке 2.2
Рис. 2.2 Построение статьи «Коммунальные усулуги» сметы расходов за 2012-2013гг.
Таким образом, на основе проведенного анализа, мы видим, что финансовое положение ДОУ требует существенных доработок и изменений, а также нахождения новых внебюджетных средств, для покрытия расходов учреждения. Тем самым необходимо сформировать основные рекомендации по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности детского сада.
3. Рекомендации по совершенствованию организации финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
3.1 Совершенствование базы формирования внебюджетных средств МБДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска
Рассмотрим основные возможности пополнения бюджета дошкольного учреждения за счет привлечения новых источников внебюджетных средств. При этом необходимо разграничить внебюджетные средства и средства муниципалитета.
Выделим возможные источники внебюджетного финансирования (рис. 3.1).
Рис.3.1 Существовавшая схема финансирования деятельности ДОУ
Как известно, сфера дошкольного образования – это забота и ответственность органов местного самоуправления. На сегодняшнем, переходном этапе, когда так много изменений внесено в законодательство, очень важно эту сферу не потерять, не разрушить.
При невысоком жизненном уровне населения, с одной стороны, и снятии государственных ограничений с оплаты родителями содержания детей (не более 20% стоимости) – с другой стороны, детские сады можно быстро оставить без детей и финансирования.
Рис.3.2. Схема финансирования деятельности ДОУ
Таким образом, мы видим, что в обязанности муниципалитета, прежде всего, входит содержание и обеспечение бюджетных учреждений, создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей законность деятельности. Тем более не препятствовать возможности формирования внебюджетных денежных средств учреждений, состоящих из добровольных пожертвований родителей, грантов, целевых поступлений.