Муниципальное управление кадрами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является:
- понять, как проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих;
- выявить проблемы, рассмотреть способы решения, улучшения проблемных зон.
Задачами исследования являются:
- с теоретической позиции дать характеристику кадровому обеспечению органов местного самоуправления, предъявляемые требования, роль и значение;
- определить значимость повышения квалификации муниципальных служащих, процесс прохождения повышения квалификации;
- анализировать нынешнее состояние кадрового обеспечения;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая муницип. управление.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

        Кадры муниципального управления — это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.

      Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления.   

      Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие. В работе рассматриваются требования, предъявляемые к муниципальным кадрам, роль и значение кадрового потенциала, влияние квалифицированных кадров на работу всей системы.

        Целью работы является:

- понять, как  проходит подготовка, переподготовка  и повышение квалификации муниципальных служащих;

- выявить проблемы, рассмотреть способы решения,  улучшения проблемных зон.

        Задачами исследования являются:

-    с теоретической позиции дать характеристику кадровому обеспечению органов местного самоуправления, предъявляемые требования, роль и значение;

-    определить значимость повышения квалификации муниципальных служащих, процесс прохождения повышения квалификации;

-    анализировать нынешнее состояние кадрового обеспечения;

-    разработать мероприятия по улучшению кадрового обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих путем внедрения инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кадровое обеспечение  муниципального управления 

1.1. Роль и  значение кадрового обеспечения  муниципального управления

       В органах местного самоуправления работает много специалистов высокой квалификации, с большим опытом работы в своих сферах, но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами или структурами государственного управления. Причины такого положения дел — это, прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.

       Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие.

       Кадры муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:

а)руководители                                                                                                            б)специалисты                                                                                                                     в) вспомогательно-технический и обслуживающий персонал.

         Конкретный состав кадров администрации муниципального образования определяется ее штатным расписанием. С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера в различных соотношениях может быть выполнение собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Требования  к муниципальным кадрам

       Требования к уровню знаний, умений и навыков муниципальных служащих зависят от занимаемой должности и выполняемых функций.                                Функции различных групп муниципальных служащих

Звено

Низовое

Среднее

Высшее

Должности работников

Специалисты

Руководители  структурных подразделений. Главные  и ведущие специалисты

Главы администраций, их заместители. Руководители крупных  структурных подразделений с  высокой степенью автономности

Основной вид  управления

Оперативное управление

Тактическое управление

Стратегическое  управление

Функции

Выполнение  текущих задач. Контроль за выполнением  решений руководства

Трансформация решений руководства в задания  подчиненным, координация их работы. Информационное обеспечение высшего  звена

Управление экономическими, политическими и социальными процессами на территории. Представительские функции


 

         С учетом выполняемых функций к муниципальным менеджерам предъявляются следующие требования:

         Низовое звено - знание конкретной сферы деятельности специалиста, методов подготовки и принятия управленческих решений, способов мотивации труда, психологии, умение ослаблять напряжение, в т. ч. вызванное решениями руководства.

         Среднее звено - знание научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук, владение практическими инструментами и методиками этих наук, знание социально-психологических методов управления, аналитические навыки.

Высшее звено - умение предвидеть и оценить ситуацию, а также перспективность того или иного дела, гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды, обладание качествами лидера, новаторское мышление, владение инструментами стратегического и инновационного менеджмента, знания по общим, экономическим, специальным и конкретным муниципальным наукам, навыки консультирования, социально-психологические и другие навыки.

         Можно сказать, что чем выше занимаемая должность, тем более значительную роль в деятельности муниципального менеджера играют управленческие и экономические знания и тем меньше значение технических знаний и навыков.

         Специфика и содержание управленческого труда в системе муниципального управления определяют требования не только к соответствующим профессиональным знаниям, навыкам и интеллектуальным способностям, но и к личностным качествам муниципального служащего.

          К числу интеллектуальных ключевых способностей муниципального служащего относятся:

♦  способность быстро и легко усваивать информацию;                                           ♦  способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;                    ♦  способность не только к анализу, но и к синтезу, к обобщениям;                        ♦    творческие способности.  

         Хотя перечисленные способности оказываются в разной мере востребованными у различных категорий муниципальных служащих, их наличие желательно для всех занятых в сфере муниципального управления.

        Среди личностных качеств, необходимых муниципальным служащим, можно выделить следующие.                                                                                      

        1.  Способность понимать людей и работать с ними:

•  уважение к мнению других людей;

•  способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;

•  легкость в налаживании человеческих контактов;

•  способность выслушивать собеседника, завоевывать доверие и уважение;

•  умение вести устное и письменное общение;

•  способность убедить и создать мотивы для действия.

       2.  Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:

•  независимость в выводах;

•  гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.

      3.  Этические качества:

•  искреннее желание помочь другим;

•  способность осознавать границы собственной компетенции;

•  способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.

       Эти способности и качества приобретают особое значение для муниципальных служащих в силу того, что именно в этой сфере управленческой деятельности предоставляются жизненно важные услуги гражданам. Поэтому количество и интенсивность контактов с внешней средой (населением, предпринимателями, учреждениями, общественными организациями и т. д.) особенно велики. Причем в эти контакты оказываются вовлеченными не только руководители, но и рядовые сотрудники органов муниципального управления.

1.3. Подбор, оценка  и расстановка муниципальных  служащих

 

          Подбор муниципальных служащих заключается в установлении пригодности работников (оценке) и отборе наиболее подготовленных для выполнения обязанностей по определенной должности муниципальной службы.

         Расстановка муниципальных служащих предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личностными качествами.

При подборе кадров муниципальной  службы может быть предусмотрен конкурс  на замещение соответствующих должностей. При этом наряду с оценкой уровня и профиля образования претендента, квалификации, стажа, направлений предыдущей деятельности и других формальных показателей, важной становится оценка его личностных качеств и совместимости с окружением. Главная задача — оценить относительно устойчивые признаки личности будущего муниципального служащего, его потенциал. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение определены Федеральным законом от 02.03.07 №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

          Почти во всех странах условием приема на муниципальную службу служит наличие у претендента определенных профессиональных данных, а также соответствующего документа об образовании. В ряде стран, чтобы занять определенные должности муниципальной службы, наличие профессиональной подготовки не требуется. Но прежде чем приступить к работе или продвинуться по службе, такие работники должны пройти интенсивный курс обучения и сдать профессиональный экзамен. В большинстве стран прием на муниципальную службу осуществляется с использованием двух подходов:

         1. Наем сравнительно молодых людей из школ и университетов предполагает наличие верхнего возрастного предела, так как и орган власти, и сами кандидаты рассчитывают на пожизненную занятость в этой сфере. Продвижение по службе опирается на такие свойства, как благонадежность, стаж работы и высокие моральные качества.

        2. Привлечение лиц, имеющих опыт работы по специальности в корпоративном секторе, или так называемый сторонний наем, используется в том случае, когда в муниципальном секторе не хватает кадров определенных профессий.

       При отборе муниципальных служащих с ними проводится собеседование, цель которого дополнить данные письменных источников.

Методы оценки муниципальных служащих зависят, прежде всего, от характера и специфики  их работы. Оценку работников, осуществляющих относительно несложную работу, провести проще, чем оценку руководителей. Для выявления у кандидата качеств, необходимых для замещения вакантной должности муниципальной службы, может быть проведено анкетирование (претендентам на должность предлагается письменно ответить на вопросы анкеты). При этом состав и формулировки вопросов анкеты должны базироваться на перечне основных качеств, требуемых от служащего на конкретной должности.

         Для оценки претендентов на муниципальную службу иногда полезно использовать тестирование. Оно заключается в решении претендентом заранее подготовленных задач (тестов) по какой-либо проблеме из соответствующей сферы муниципальной деятельности и установлении на этой основе количественных показателей, определяющих уровень кандидата.

        Поскольку найти идеального работника практически невозможно, обычно приходится идти на компромиссы. Учитывается, что подбор кадров — это не только подбор конкретного работника на определенную должность, но и формирование всего коллектива работников. Поэтому подход с позиций коллектива позволяет качествами одного работника возместить нехватку аналогичных качеств у другого. В итоге становится реальным из не вполне идеальных отдельных работников сформировать эффективно работающий коллектив. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих 

Первичная подготовка муниципальных служащих осуществляется в высших учебных заведениях в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения дополнительных теоретических знаний, практических навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности.                                                             Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации может включать краткосрочное тематическое обучение по профилю профессиональной деятельности с защитой реферата или обучение для углубленного изучения проблем по профилю профессиональной деятельности с защитой выпускной работы.                Стажировка является отдельным видом профессионального дополнительного образования. Во время стажировки изучается передовой опыт муниципального управления, приобретаются профессиональные и организаторские навыки по занимаемой или более высокой должности.

Информация о работе Муниципальное управление кадрами