Мышление исследователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа

Краткое описание

Оно определяет успех его деятельности, чем бы человек во­обще ни занимался. Деятельность менеджера заключается в работе с людьми, в принятии управленческих решений, которые выполняют сотрудники. Ка­чество решений зависит от характера и типа мышления менеджера. Менед­жер должен работать не только с людьми, но и работать над развитием не­которых собственных качеств. Это особенно важно относительно развития его мышления.

Содержание

Введение.
1.Мышление в исследовательской и управленческой деятельности.
2.Типология мышления.
3.Эффективное мышление исследователя.
4.Использование методов проектирования концепции и стратегия
исследовательского мышления.
5.Содержание метода Мэтчета.
6.Режимы мышления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСУ КЗ.docx

— 507.20 Кб (Скачать файл)

В отличие от него математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в  осмыслении зависимостей, моделировании  общности. В этом сила и одновременно слабость математического мышления. "Очищение" явлений от частностей помогает определить их сущность, но при  этом может вести к потере очень  важных деталей, специфических черт и особенностей.

     Технократическое  мышление построено на сведении  всех связей в явлении или  проблеме к таким, которые существуют  в технических устройствах, —  простым причинно-следственным связям. При изучении социально-экономических  проблем это может быть не. только малоэффективном, но в  отдельных случаях и опасно, потому  что ведет к упрощению реальных  процессов, исключению из исследования  связей опосредованных, косвенных,  ситуационных, периодических, функциональных, вариабельных и пр.

      При этом  хотелось бы еще раз напомнить,  что нет плохих или хороших  типов мышления. Есть типы, которые  в тех или иных условиях  могут быть более или менее  эффективны, формирование или использование  которых при групповой деятельности  можно регулировать.

По степени абстрактности  и обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое.

     Теоретическое  мышление характеризует стремление  к абстрактному обобщению, поиску  закономерностей, формированию теории, определению общих признаков  объективности, тех или иных  выводов и результатов исследования, универсальности положений и  формулировок. Теоретическое мышление  опасно "отлетом" от действительности, таким абстрагированием, которое  ведет к потере сущности, особенностей  явления, теоретическому схематизму  или неоправданному глобализму.

    Эмпирическое  мышление отдает приоритет опыту,  ограничивает обобщение опытом, опирается в оценках только  на результаты опыта. Здесь  наличие опыта рассматривается  как высшая форма доказательства  и аргументации.

    Фактологический  тип мышления проявляется в  оценке и систематизации фактов, построении всей логики исследования  и выводов на конкретных фактах. Иногда такое мышление сопровождается  искусственным преувеличением того  или иного факта, недостаточно  глубоким пониманием роли факта  в установлении сущности явления.  В этом случае возникает опасность  замены научного объяснения фактологией,  которая, как правило, ограничивается  существующими фактами, но не  всегда стимулирует поиск, распознавание  и глубокое осмысление фактов.

     Мышление каждого  исследователя можно оценить  с позиций механизма, т. е.  совокупности средств, которые  действуют в процессах мышления, благодаря которым рождаются  идеи, выстраиваются выводы, мнения, гипотезы, находятся аргументы, реализуются  полученные знания.

По механизму мышления можно выделить типы ассоциативного, непосредственного и интуитивного мышления.

     Ассоциативное  мышление функционирует посредством  разнообразных ассоциаций, т. е.  возникающих сравнений между  явлениями по каким-либо признакам  общности, похожести, тождественности.  Степень различия ассоциативного  мышления проявляется в близости  или отдаленности ассоциируемых  явлений. Очень часто ассоциативное  мышление помогает аккумулировать  новые знания в пограничных  сферах науки, распознавать проблемы, не имеющие "чистой" принадлежности  к той или иной области знаний.

     Однако ассоциативное  мышление кроме преимуществ имеет  и недостатки. Они заключаются  в опасности механистического  переноса знаний из одной области  в другую, подмены понятий, в  расширительных трактовках тех  или иных положений, замене  научной строгости "художественной  расплывчатостью".

     Некоторой  противоположностью ассоциативного  мышления является тип непосредственного  мышления. Оно заключается в прямом  осмыслении фактов действительности  и категорий науки. Оно если  и использует ассоциации, то чаще  всего близкие по смыслу.

     Наконец, интуитивное  мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную  роль играет подсознание. Интуитивные  оценки и выводы трудно объяснять,  они являются результатом импульсов,  идущих из подсознания человека. Но интуиция — это не только  природное качество, но и результат  интеллектуального развития человека, трансформации знаний и опыта  в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины  подсознания и питающегося им  в определенные моменты функционирования  мозга. Интуиция проявляется в  возникновении идей и мыслей, которые в последующем хорошо  вплетаются в существующую систему  знаний, а первоначально кажутся  необычными, неожиданными, иногда сомнительными.

     Выделение  типов мышления по критерию  его механизма дополняется и  в определенной мере конкретизируется  типологией по способам мышления. По этому критерию можно выделить  и рассмотреть способы эвристического, абстрактно-знакового и образного  мышления.

     Эвристическое  мышление построено на восприятии  и объяснении действительности  посредством слов, понятий, терминов, обычного языка общения людей  и изложения их мыслей.

     Абстрактно-знаковое  мышление сродни математическому.  Оно пользуется некими обозначениями-знаками  явлений и событий и оперирует  этими знаками в построении  моделей существования и поведения  явлений. Эти знаки не обязательно  имеют математическую форму и  подчиняются математическим способам  моделирования. Построение различных  структур предоставляет собой  хороший пример абстрактно-знакового  мышления.

    Своеобразным  продолжением этого способа мышления  или его комбинацией с эвристическим  является образное мышление, которое  построено на восприятии и  представлении действительности  в виде совокупности образов.

     Разновидностью  образного мышления является  голографическое представление  идеи, мысли, проблемы, ситуации. Это  весьма эффективный тип мышления, позволяющий взглянуть на проблему  с разных ракурсов ее проявления  и, следовательно, глубже ее  понять.

     По характеру  оценок и направленности мышления  выделяются такие его типы: мышление  критическое (негативизм), позитивное, конструктивное.

Критическое мышление характеризуется  поиском отрицательных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценками явлений с позиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием  к недостаткам. Этот тип мышления часто присущ научным работникам, потому что он способствует установлению противоречий, распознаванию проблем. Вообще наука начинается со здорового  скептицизма, с недоверия к абсолютному  знанию, бесспорному положению. Но вместе с тем скептицизм является и "самым  дешевым" видом ума. Нетрудно отрицать, сложнее утверждать; иногда легко  увидеть проблемы, сложнее найти  средства и пути их решения.

     Позитивное  мышление является некоторой  противоположностью негативизму.  Оно направлено на поиск тех  сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, являющих скрытыми пружинами развития.

     Иногда в  совместной работе исследователей  эти два типа мышления уравновешивают  друг друга. Но существует и  еще один тип — конструктивное  мышление. Оно направлено на поиск  и реализацию новых идей, решений,  концепций. Оно не останавливается  ни на критических моментах, ни  на утверждении позитивных аспектов. Это мышление преобразования, трансформации,  инноваций. Для этого типа мышления  проблемы являются средством  утверждения нового или будущего. Это наиболее сильный и ценный  тип мышления.

      Полезно  рассмотреть типы мышления, которые  выделяются по такому критерию  как способ воспроизведения действительности  в мышлении. Здесь можно назвать  типы репродуктивного, аналогового,  творческого мышления.

Репродуктивное построено  на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизведения. Аналоговое мышление — это воспроизведение  по аналогии, это постоянный поиск  тождества или различия явлений  проблем для более глубокого  их понимания и осмысления. Это  мышление категориями критерия, типологии, сравнения, определения понятий  и пр.

Творческое мышление является как бы более высоким уровнем  аналогового мышления. Оно включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно  направлено на отрицание чего-то.

     В основе  всех мыслительных процессов  лежат интересы, которые находят  свое выражение в целях проведения  исследования. По целевым установкам, которые так или иначе всегда  действуют в сознании человека, можно выделить типы мышления  — научное, практическое, прагматическое.

Не всякое мышление ориентировано  на поиски закономерностей, формулировку научных положений, развитие науки. Не всякое мышление вообще приемлет научную  методологию анализа и оценки явлений. Часто в практике приходится наблюдать ярко выраженное практическое мышление. Оно имеет установку  на практическое решение проблем, и  отбор проблем здесь происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости. Иных проблем такой исследователь  просто не видит, а если и видит, то не воспринимает всерьез.

     Некоторой  модификацией практического мышления  является мышление прагматическое. Оно имеет такую отличительную  черту, как непосредственная польза, сиюминутный эффект.

     Прагматическое  мышление оказывается необходимым  во многих случаях, однако в  серьезных исследованиях оно  малоэффективно, потому что не  способно достаточно глубоко  и перспективно оценивать и  решать проблемы.

Вообще в формировании и развития мышления большое значение имеет не только комплекс знаний исследователя, но и опыт. По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно  назвать типы: эмпирического, аксиоматического и диалектического мышления.

     Эмпирическое  — это мышление по готовым  образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация  опыта, проверка опытом. Главным  признаком и критерием такого  мышления является опыт, закрепляемый  в памяти.

     Аксиоматическое  — мышление по правилам в  виде аксиом, которые рассматриваются  как некоторые истины, не требующие  доказательств. Во многих случаях  этот тип мышления проявляется  как детерминистическое мышление, построенное на однозначности  формулируемых положений.

Диалектическое мышление опирается на критерии противоречия, различения качества и количества, общего и частного и т. д. Поиск  противоречий и путей их разрешения является главным отличительным  признаком диалектического мышления.

      Некоторой  разновидностью этой типологической  группы является разделение мышления  по критерию проблемности на  стандартное, проблемное и смешанное.  Первое отличается оперированием  готовыми рецептами, общепризнанными  положениями, устоявшимися понятиями;  второе — определением проблем  как главных единиц мышления, как его основы; третье — совокупностью  первого и второго, их сочетанием.

Типология мышления имеет  большое значение в практике организации  и проведения исследовательской  деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям  разнообразия типологических характеристик  и их гармоничного взаимодействия в  исследовательской деятельности. Она  также позволяет менеджеру оценить  свои особенности, чтобы лучшим образом  использовать свой интеллектуальный потенциал. 

     Наконец, типологические  характеристики могут подсказать  менеджеру в его работе над  собой, как развивать способности  в области мышления, как строить  программы образования и профессионализации, как обеспечить действительную  эффективность практической реализации  этих программ.

 

 

Эффективное мышление исследователя.

 

 

     Все вышеперечисленные  типы мышления существуют в  практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные  и отрицательные стороны. Среди  них нет плохих и хороших.  Они проявляют свои положительные  и отрицательные стороны лишь  в определенных обстоятельствах.  Поэтому эффективность мышления  исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее  ему мышление соответствует конкретным  условиям, целям и возможностям  исследования, как развивается его  мышление в процессах самообразования.

     Эффективность — это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

      Если говорить  об индивидуальной деятельности  менеджера, то таким результатом  может быть не что иное, как  его успех в решении проблем,  удовлетворенность сделанной работой,  предельная ясность в понимании  того, что надо делать дальше  и как это необходимо делать. Все это акты мыслительной  деятельности. Когда менеджер разрабатывает  стратегию фирмы, то наиболее  эффективным оказывается тип  творческого, гибкого, конструктивного  мышления. Когда он решает текущие  проблемы, — необходимо мышление  прагматическое, конкретное, непосредственное.

Информация о работе Мышление исследователя