Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки об управлении, появлению и формированию новых идей, а также помогает выработать собственные методы и принципы управления, что просто необходимо современному российскому менеджменту
Введение
Любая наука базируется на
использовании исторического
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки об управлении, появлению и формированию новых идей, а также помогает выработать собственные методы и принципы управления, что просто необходимо современному российскому менеджменту.
Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции управления гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Именно к таким концепциям относится школа научного управления, которой посвящена эта работа.
Анализ теоретических
и практических разработок школы
научного управления на сегодняшний
день является актуальной и необходимой
задачей, так как сегодня интерес
к нему многократно увеличился. Это
связано с тем, что на данном этапе
развития современного российского
менеджмента большое значение имеет
анализ исторического опыта, так
как российские менеджеры на сегодняшний
день еще не выработали собственной
концепции управления. Поэтому для
них так важен анализ накопленного
управленческого опыта и прежде
всего опыта основателей
Актуальность моего
Цель работы - рассмотреть основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе, произвести анализ трудовых ресурсов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе
1.1 Предпосылки возникновения науки управления
Предпосылки собственно науки управления начинают появляться к XIX в. Управление начинает выделяться в самостоятельную область профессиональной деятельности и вместе с тем становится особым объектом исследования именно при капитализме. До этого времени управление было непосредственно вплетено в ту самую деятельность, которую оно упорядочивало. Что касается самого термина «управление», то до сих пор он употреблялся чаще всего в значении государственной деятельности, связанной с осуществлением власти, ибо власть и управление еще не разграничивались.
Первые попытки истолковать
управление как особую деятельность
(независимо от осуществления власти)
появляются в литературе, относящейся
к началу прошлого столетия. Так, Сен-Симон
в ряде своих трудов («О промышленной
системе», «Катехизис промышленников»,
«Организатор» и др.) выдвинул и
попытался обосновать идею о том,
что управление должно стать делом
всех людей, обладающих необходимыми для
этого позитивными знаниями и
навыками. Он считал, что в достижении
созидательных идей, в котором
заинтересовано большинство народа
(так Сен-Симон понимал
Довольно скоро потребность в научных концепциях управления в социальной сфере дала о себе знать. Причем ее удовлетворение объективно обеспечивалось тем, что действительность уже предоставила достаточно богатый эмпирический материал для ученых, прямо или косвенно озабоченных проблемами социального управления.
Основные идеи и разработки
организационных проблем
Оценивая значение бюрократического управления в обществе, М. Вебер решительно настаивал на том, что само по себе оно безразлично к политическим и иным целям. В связи с этим он подчеркивал, что бюрократическая организация представляет собой всего лишь средство, орудие и что она будет служить всем, кто располагает реальной политической властью. По мнению М. Вебера, объективная обязательность однажды учрежденного аппарата с его особенным «безличным» характером означает, что его – не в пример феодальному порядку, основанному на личной приверженности, легко заставить работать на каждого, кто знает, как его использовать. Рационально упорядоченная система служащих может функционировать гладко даже в том случае, если враг оккупирует территорию, он просто должен изменить состав управляющей верхушки.[1]
1.2 Краткая характеристика
основных положений школы
Теоретическим фундаментом школы научного управления стали труды М. Вебера, который дал социологическое обоснование рациональной модели Тейлора и его последователей. Важнейшей идеей Вебера, использовавшейся авторами теории научного управления, явилась концепция социального действия. Согласно этой концепции, основу социального порядка в обществе составляют только социально ориентированные и рациональные (целеориентированные или ценностно-ориентированные) действия, а задачей членов организации следует считать понимание ими собственных целей и последующую оптимизацию собственной деятельности. Каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. Все нерациональные действия категорически не допускаются. В такой организации нет места ошибкам, поиску нового, конфликтам и неопределенности. Таким образом, рациональность является высшим смыслом и идеалом любого предприятия или учреждения, а идеальная организация характеризуется предельно рациональными технологией, коммуникациями и управлением.
Идеальная, наиболее эффективная
система управления, по Веберу, —
бюрократическая. Бюрократия в организации
характеризуется быстротой
Он построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он придавал огромное значение компетентности, соблюдению правил и процедур, информированности руководителя.
Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:
Вся деятельность по управлению
расчленяется на элементарные простейшие
операции, что предполагает строгое
регламентирование функций, прав и
обязанностей каждого из звеньев
управления. Это создает условия
для использования
Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.
Деятельность производственно-
Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.
Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности [12].
Рассматривая идеализированную
концепцию бюрократии, описывая
функции различных элементов
управленческого аппарата, Вебер
«не учел ни их дисфункций, ни конфликтов,
возникающих между со
Теория рациональности М.
Вебера позволила в значительной
степени решить проблемы построения
управленческой структуры организации,
определения оптимальных
Вместе с тем, применяя
идеальные модели организации, Вебер
не учитывает реальные условия деятельности
организаций и последствия
Развитие науки «управление» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки. Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
До Тейлора двигателем
повышения производительности труда
был принцип «пряника» —
С развитием промышленности
управление не могло базироваться на
такой примитивной основе. Тейлор
пришел к мысли организовать труд,
который «предполагает
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своей «Научной организации труда», впервые опубликованной в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся в то время достижения в области организации производственного процесса (тогда это называлось научным управлением труда). Ф. Тейлором были прохронометрированы отдельные движения, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможностей исполнителя. Напротив, росли и сами возможности, прежде всего в результате рационализации самой работы и, в частности, введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.
Школа научного управления рассматривала предприятие с точки зрения эффективности использования ресурсов и ставила следующие задачи:
технологическое совмещение человека и средств труда
определение рациональных приемов, движений, операций, позволяющих интенсифицировать труд рабочих
Методология школы:
Основные положения научного управления, предложенные Тейлором: