Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:21, курсовая работа
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки об управлении, появлению и формированию новых идей, а также помогает выработать собственные методы и принципы управления, что просто необходимо современному российскому менеджменту
Условные обозначения:
-мужчины;
-женщины.
Рисунок 2.3. - структура контингента по полу, %
Наибольший удельный вес занимают мужчины, что свидетельствует о производстве, требующем применения мужского труда. Например, это может быть деревообрабатывающая промышленность.
Наглядно представим структуру контингента по уровню образования.
Таблица 2.4 - Анализ контингента по уровню образования
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Удельный вес, % | |
2008год |
2009год | |||
Контингент, (всего, чел.) |
329 |
347 |
100 |
100 |
Среднее |
81 |
88 |
26 |
25 |
Средне-специальное |
128 |
138 |
40 |
40 |
Высшее |
120 |
121 |
34 |
35 |
Наглядно представим структуру контингента по уровню образования на рисунке 2.4.
Условные обозначения:
-среднее;
-средне-специальное;
-высшее.
Рисунок 2.4. - структура контингента по уровню образования
Наибольший удельный вес в структуре занимают работники со средне-специальным уровнем образования, что ещё раз свидетельствует о производственном характере деятельности, так как этот вид образования характерен для категории «рабочие».
Представим анализ контингента по стажу работы в таблице 2.5
Таблица 2.5-Анализ контингента по стажу работы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Удельный вес, % | |
2008год |
2009год | |||
Контингент, (всего, чел.) |
329 |
347 |
100 |
100 |
до 5 лет |
80 |
95 |
25 |
26 |
от 5 до 15 лет |
60 |
55 |
18 |
16 |
от 15 до 25 лет |
89 |
92 |
27 |
28 |
от 25 до 35 лет |
50 |
45 |
15 |
13 |
свыше 35 лет |
50 |
60 |
15 |
17 |
Наглядно представим структуру контингента по стажу работы на рисунке 2.5
Условные обозначения:
- до 5 лет;
-от 5 до 15 лет;
-от 15 до 25;
-от 25 до 35 лет;
-свыше 35 лет.
Рис. 2.5. Структура контингента по стажу работы.
Наибольший удельный вес в структуре персонала по стажу работы занимают работники со стажем от 15 до 25 лет, что положительно сказывается на деятельности предприятия, так как эта группа работников уже сформировала умения и навыки работы, т.е. обладает соответствующей квалификацией.
2.2. Анализ показателей движения кадров
При анализе движения численности работников изучают причины текучести, выясняют мотивы их увеличения и разрабатывают мероприятия по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышению квалификации и закреплению на данном предприятии. Если текучесть кадров большая, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, её инструктажем и основанием работы. При высокой текучести кадров снижается производительность труда, растет размер оплаты сверхурочных работ, увеличиваются браки, простой, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма. Все это повышает расходы, связанные с персоналом, приводит к росту себестоимости продукции.
Анализ использования
трудовых ресурсов лежит в основе
кадрового планирования, которое
должно создавать условия для
мотивации более высокой
На основании данных о приеме и увольнении рассчитывают показатели использования трудовых ресурсов на предприятии.
Коэффициенты оборота
характеризуют степень
Абсолютная величина оборота по приему характеризуется общим числом принятых на работу в отчетном периоде, а абсолютная величина оборота по выбыванию - общим числом выбывших с предприятия в отчетном периоде. Коэффициент оборота по приему определяется по формуле:
(2.1)
где -количество принятого на работу персонала;
-среднесписочная численность персонала.
Коэффициент оборота по выбытию:
,
где -количество уволившихся работников;
- среднесписочная численность персонала.
Коэффициент текучести, характеризующий нерациональное использование рабочей силы:
, (2.3)
где -численность уволенных по собственному желанию;
- численность уволенных за нарушение трудовой дисциплины.
Коэффициент постоянства состава персонала предприятия:
, (2.4)
где -количество работников, по штатному расписанию.[13]
Представим данные о приеме и увольнении работников в таблице 2.6.
Таблица 2.6-Данные о приеме и увольнении работников
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Среднесписочная численность (всего, чел) |
329 |
347 |
По штатному расписанию |
333 |
352 |
Число уволенных |
32 |
35 |
Число принятых |
25 |
26 |
В том числе: по собственному желанию |
6 |
6 |
За нарушение трудовой дисциплины |
5 |
4 |
В связи с переводом |
8 |
9 |
Произведем расчет показателей движения кадров по вышеприведенным формулам(2.1; 2.2; 2.3;2.4).
Результаты расчета сведем в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Динамика коэффициента движения кадров.
Коэффициент |
2008 год |
2009 год |
|
0,13 |
0,1 |
|
0,07 |
0,07 |
|
0,03 |
0,03 |
|
1,03 |
1,04 |
Наглядно представим показатели движения кадров в динамике на рисунке 2.7
Условные обозначения:
-коэффициент приема;
- коэффициент выбытия;
- коэффициент текучести;
- коэффициент постоянства.
Рис. 2.7 Динамика движения кадров.
В результате проведенного анализа видно, что на предприятии сложилась достаточно благоприятная ситуация в области кадрового обеспечения, т.к. коэффициент текучести достаточно мал, коэффициент постоянства высок, что положительно сказывается на работе предприятия, т.к. на предприятии наблюдается достаточно высокая стабильность кадров.
Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены, рассмотрены основные положения школы научного управления и их значение на современном этапе, произведен анализ трудовых ресурсов.
Проведенные исследования позволяют
сделать вывод, что научное управление
наиболее тесно связано с работами Ф.У.
Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри
Гантта. Эти создатели школы научного
управления полагали, что, используя наблюдения,
замеры, логику и анализ можно усовершенствовать
многие операции ручного труда, добиваясь
их более эффективного выполнения. Важным
вкладом этой школы было систематическое
использование стимулирования с целью
заинтересовать работников в увеличении
производительности и объема производства.
Авторы работ по научному
управлению также признавали важность
отбора людей, которые физически и интеллектуально
соответствовали выполняемой ими работе,
они также подчеркивали большое значение
обучения.
Научное управление также выступало в
защиту отделения управленческих функций
обдумывания и планирования от фактического
выполнения работы.
Концепция научного управления
стала серьезным переломным этапом, благодаря
которому, управление стало широко признаваться
как самостоятельная область научных
исследований.
В практической части курсовой работы был успешно проведен анализ трудовых ресурсов по категориям работников, по полу, возрасту, уровню образования и стажу работы, произведен анализ показателей движения кадров.
При проведении анализа, было определено следующее:
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что предприятие в целом носит производственный характер деятельности, также на деятельность предприятия положительно оказала влияние группа работников, которая уже сформировала умения и навыки работы, т.е. обладают соответствующей квалификацией.
Список используемой литературы: