Невербальные коммуникации и поведение в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 05:23, реферат

Краткое описание

С позиций науки управление представляет собой целенаправленную переработку информации. Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Иными словами, обмен информацией - важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 4
2. КАТЕГОРИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
3. ОСОБЕНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 9
ВЫВОД 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГ РЕФЕРАТ.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента в  производственной сфере

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Невербальные  коммуникации и поведение в менеджменте»

По дисциплине: «Организационное поведение»

 

 

 

 

 

 

 

Работа

Студентки 3 курса

гр. МП10-3

Саяпиной Н. С.

Проверила: к. гос. упр., доц.

Епишенкова А. А.

 

ДОНЕЦК 2012

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 4

2. КАТЕГОРИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6

3. ОСОБЕНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 9

ВЫВОД 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

С позиций науки управление представляет собой целенаправленную переработку информации. Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Иными словами, обмен информацией - важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности. Неудивительно поэтому, что большую часть своего рабочего времени менеджеры всех уровней тратят на коммуникации.

Коммуникации занимают важнейшее  место в жизни организации  и оказывают огромное влияние  на индивидов и группы. В особенности это касается невербальной формы коммуникации, поскольку умение верно определить то или иное невербальное выражение чрезвычайно важно в деловых и межличностных коммуникациях. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости  от ситуации, поскольку позволяют  понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах  или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна  и непроизвольна. Она практически  не поддается контролю, поэтому так  просто выявить истину при вербальном общении.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Каждый человек участвует  в социальной жизни общества. Любой  акт коммуникации способствует достижению той или иной цели, наладив контакт  с собеседником: получить нужную информацию, побудить собеседника к действию, удовлетворить психическую потребность  в общении и т.д. Коммуникация представляет собой процесс обмена информации для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов составляет больший процент  общения.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое  сигнализирует об эмоциональных  состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие  подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей[1].

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми  органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный  канал.

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

  • Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
  • Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые, несомненно, стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
  • Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и строится невербальная коммуникация с данным партнером;
  • Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;
  • Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;
  • Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания[2].

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют  бессознательную основу, так как  свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы[1].

Таким, образом, невербальное поведение это вид невербальных коммуникаций.

  1. КАТЕГОРИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В ходе исследования процесса межличностной коммуникации Каган и его коллеги сосредоточили внимание на невербальном поведении. Просматривая записи интервью с испытуемыми, исследователи обнаружили, что в критические моменты интервью люди часто используют невербальное поведение в качестве намека на важные чувства или идеи. Типология, разработанная на основе этого исследования, включает в себя три ключевых элемента:

    • источник невербального поведения;
    • осознание коммуникации;
    • продолжительность невербального поведения.

Взаимодействие между  источником и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения:

  1. выделение;
  2. фасилитация;
  3. изображение;
  4. неосознанное открытие;
  5. осознанное открытие;
  6. демонстрация аффекта.

Взаимодействие между  всеми тремя элементами схемы  в рамках указанных шести категорий  проиллюстрировано в предлагаемой таблице. Каждая категория получила название в соответствии с ее основной функцией.

    1. Выделение. В случае выделения обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретному вербальному сообщению. Эти жесты обычно связаны с содержанием, как по продолжительности, так и по энергичности. Человек, как правило, не осознает употребление этих жестов, поскольку они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.
    2. Фасилитация. Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Человек прибегает к ним, когда чувствует, что не находит слов или что его вербальное выражение неадекватно. Типичные жесты — движения всей руки или только кисти, направленные вверх и от себя (как будто он пытается таким образом «выпустить слова наружу» и ускорить коммуникацию). Обычно человек не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.
    3. Изображение. Иногда ваш собеседник желает продемонстрировать, что именно он имеет в виду, и может сделать это только с помощью жеста. Такой жест представляет собой пример или изображение темы высказывания. Изобразительные жесты, как правило, осознанны и используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.
    4. Демонстрация аффекта. Человек может намеренно прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение интенционально и полностью осознанно им. Пример — использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.
    5. Осознанное открытие. Человек может сознательно производить жесты, которые он считает просто привычными; их основное намерение редко осознается. В таких случаях он осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию (например, человек крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты).
    6. Неосознанное открытие. Жесты, которые отражают поведение, мотивированное напряженностью, и которые человек совершенно не осознает, чаще всего являются критическими формами невербального поведения. В ходе беседы он в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число возможных источников входят чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, к собеседнику, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени[3].
  1. ОСОБЕНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Особенностью невербального  языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и  жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает

Знание языка жестов и  телодвижений позволяет не только лучше  понимать собеседника, но и (что более  важно) предвидеть, какое впечатление  произвело на него услышанное еще  до того, как он выскажется по данному  поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Все это позволяет сделать  вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т е. бессловесного общения. Мы будем описывать их в определенной последовательности и будем давать их толкование применительно к деловому общению.

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих:

  • Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения (он как будто попал в капкан).
  • Движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные). Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.
  • Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака".

Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх.

  • Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками, но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность.
  • Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.
  • Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера.
  • Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки". Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на проблеме.

Жест "пощипывание переносицы", который обычно сочетается с закрытыми  глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Этот жест обычно сопровождается прищуриванием глаз — собеседник как бы рассматривает что-то вдали, как бы пытаясь найти там ответ на свой вопрос.

  • Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).
  • Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то учтите следующее, необходимо что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Информация о работе Невербальные коммуникации и поведение в менеджменте