Невербальные коммуникации и поведение в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 05:23, реферат

Краткое описание

С позиций науки управление представляет собой целенаправленную переработку информации. Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Иными словами, обмен информацией - важнейшая составная часть практически всех видов управленческой деятельности

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 4
2. КАТЕГОРИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
3. ОСОБЕНОСТИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 9
ВЫВОД 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГ РЕФЕРАТ.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

Жест "почесывание уха" свидетельствует о желании собеседника  отгородиться от слов, которые он слышит. Другой жест, связанный с прикосновением к уху, — потягивание мочки  уха — говорит о том, что  собеседник наслушался вдоволь и  хочет высказаться сам[4].

  • Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и одевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь одевает очки, то это означает, что он хочет еще раз "взглянуть на факты".
  • Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест "закладывание рук за спину с захватом запястья". От этого жеста следует отличать жест "руки за спиной в замок". Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение "возьми себя в руки". Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это[5].
  • Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения.

Мимика имеет очень  большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

Например, когда мы слышим, что другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой — один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. В то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова, некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если подобный жест используется собеседником в момент его речи, то это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, то это означает следующее: он чувствует, что вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание  скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза  собеседнику, которому говорят неправду.

Пространство и время  также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.

Так, например, размещение партнеров  лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения[4].

Американский ученый Э. Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу "Молчаливый язык ". Он же и ввел термин "проксемика " (от англ. proximity — близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить  на 4 зоны:

1)  интимная зона —  от 15 до 45 см;

2)  личная зона —  от 46 до 120 см;

3)  социальная зона  — от 120 до 360 см;

4)  общественная, или публичная  зона — более 360 см.

Проксемическое поведение  включает не только дистанцию, но и  взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол[6].

Взгляд, его направление, частота контакта глаз — еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает.

 

 

ВЫВОД

В менеджменте огромную роль играет деловое общение.

Деловое общение – это  общение, обеспечивающее успех какого-то дела и создающее необходимые  условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для  них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений  сотрудничества между коллегами  по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т. п. Поэтому основной задачей  делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению.

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято  называть деловым общением. Особое значение деловое общение имеет  для людей, занятых бизнесом, так  как от того, насколько они владеют  наукой и искусством общения, зависит  успех их деятельности.

Невербальное общение  – это общение без помощи слов, которое часто возникает бессознательно. Оно может дополнять и усиливать  словесное общение или ему  противоречить, ослабляя его. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным  процессом, но для достижения нужного  эффекта его можно контролировать.

Все системы невербальной коммуникации существенно дополняют речевое воздействие, как усиливая его, так и ослабляя. Кроме того, именно невербальные средства общения представляют более точную информацию о душевном состоянии, настроении, отношении к партнеру и к обсуждаемой проблеме, чем его слова, помогают выявить такой существенный параметр делового общения, как намерения его участников.

Невербальное общение  человека связано с его психическими состояниями и служит средством  их выражения. На основе невербального  общения раскрывается внутренний мир  личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей. Люди быстро приспосабливают  свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но невербальное общение  оказывается менее пластичным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г.
  2. Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu-psycho.ru/neverbalnaya-kommunikaciya.html
  3. Знание без слов: две модели анализа невербального поведения. Н. Н. Вересов. – 2012. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2012/10/26/znanie_bez_slov_analiz_neverbalnogo_povedenija.html
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
  5. Воловик В. Тайны жеста. М. – 2011. - 300 с.
  6. Молчаливый язык. Э. Холл. / Перевод. М. Ю. Герген. М. – 2009.

Информация о работе Невербальные коммуникации и поведение в менеджменте