Несостоятельность (банкротство) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:09, реферат

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о банкротстве. В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Вложенные файлы: 1 файл

рос-ое предприним-ское право10.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

Третья  стадия – явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.

 

Банкротство отдельных категорий  должников

 

Для отдельных категорий  экономических субъектов, таких, как  градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации  и профессиональные участники рынка  ценных бумаг, процедуры банкротства  осуществляются с рядом особенностей, предусмотренных законодательством. Например, план финансового оздоровления градообразующего предприятия может  предусматривать трудоустройство  его работников, создание новых рабочих  мест. При поручительстве местных  органов власти на несостоятельных  градообразующих предприятиях процедура  внешнего управления может быть продлена до 10 лет. При продаже недвижимости должника – сельскохозяйственной организации  – преимущественное право её приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности. При банкротстве страховых организаций покупателям имущественного комплекса должника может быть только страховая организация и т.д. Эти особенности прежде всего связаны с социальной значимостью данных организаций и необходимостью дифференцированного подхода к различным субъектам хозяйственной жизни.

 

Добровольное объявление о банкротстве должника.

 

Добровольное объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражений кредиторов. Основаниями для добровольного  объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются:

  • наличие у организации внешних признаков банкротства;
  • принятие собственником решения о ликвидации предприятия-должника;
  • наличие письменного согласия всех кредиторов;

Следует отметить, что  существует ответственность за нарушение  должником порядка добровольной ликвидации. В таких случаях, как  при сокрытии или незаконной передаче своего имущества третьим лицам, собственник и руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере  неудовлетворённых требований кредиторов. Кредиторами такие требования могут  быть предъявлены в течении 10 лет  с момента ликвидации предприятия. Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом  и начале проведения процедуры банкротства.

При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности  конкурсного управляющего исполняет  председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворения требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

Упрощённая  процедура банкротства.

Упрощённая  процедура банкротства применяется  к организациям, которые условно  можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства  характеризуется тем, что проводится в сокращённые сроки. Так, упрощённая процедура банкротства применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение  руководителя этой организации не представляется возможным. Частным случаем является прекращение предпринимательской  деятельности, т.е. операции по счетам предприятия-должника не проводились  в течении 12 месяцев. При этом заявление  о признании должника банкротом  может быть подано кредиторами и  прокурором независимо от размеров кредиторской задолженности.

 

9. Ликвидация предприятия

 

Реорганизационные процедуры  направлены на восстановление нормального  функционирования предприятия. Если они  оказываются неэффективными, арбитражный  суд начинает ликвидационные процедуры, которые ведут к прекращению  деятельности предприятия. Ликвидационные процедуры предполагают принудительную или добровольную ликвидацию.

Принудительная ликвидация предприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признанию  предприятия несостоятельным. Это  решение вступает в силу по истечении  срока на подачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительной ликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, что реализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке конкурсного производства.

Решение об открытии конкурсного  производства принимает арбитражный  суд. Цель конкурсного производства – соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным  от долгов. Решение о признании  должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства публикуется  в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

С момента открытия конкурсного  производства запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Сроки  исполнения всех долговых обязательств предприятия считаются наступившими, т.е. кредиторы вправе предъявить свои претензии в двухмесячный срок.

Конкурсное производство закрывается после распродажи имущества  предприятия-должника, окончания расчётов с кредиторами и составления  отчёта конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий назначается арбитражным  судом. Он распоряжается имуществом должника, осуществляет анализ его  финансового состояния, изучает, признаёт или отклоняет требования кредиторов, формирует конкурсную массу. Конкурсная масса – имущество должника, на которое может быть обращено взыскание  кредиторов.

После удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностью  освобождённым от долгов. После утверждения  отчёта конкурсного управляющего арбитражный  суд выносит решение о завершении конкурсного производства. После  этого предприятие-должник исключается  из государственного реестра и считается  ликвидированным.

Добровольная ликвидация предприятия осуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению между предприятием-должником и кредиторами под их контролем. При добровольной ликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формирование конкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным с момента его исключения из государственного реестра.

При добровольной ликвидации государственных предприятий и  предприятий, в капитале которых  доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, принятие решения о неудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможности восстановления платёжеспособности предприятия возлагается  на Федеральное управление по делам  о несостоятельности (банкротстве). Оно наделяется частью полномочий арбитражных  судов, принимает решение о дальнейшей судьбе предприятия, контролирует процесс  добровольной ликвидации. Федеральное  управление было создано для защиты предприятия при признании его  банкротом, поэтому в его функции  входит представление интересов  собственника (в случае делегирования  ему таких полномочий) и контроль за поступлением финансовых средств  государства для поддержки предприятия.

 

Заключение.

Банкротство – стало фактом в России. С  одной стороны банкротство –  крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок к изменению  в лучшую сторону, возможность возрождения  с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве необходимых  для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.

Опыт  работы Федерального управления по делам  о несостоятельности (банкротстве) показывает, что в случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства  в отношении предприятий-должников  удается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности предприятия своим работникам по заработной плате.

Необходимо  отметить, что процедура банкротства  применима как к государственным, так и предприятиям иных форм собственности. Квалифицированная реализация уже  существующего законодательства о  несостоятельности и неплатежеспособности предприятий позволяет осуществить  реорганизацию, перепрофилирование на производство пользующейся платежеспособным спросом продукции, привлечение  инвестиций в предприятия, в конечном итоге — экономическое оздоровление.

 

Список  использованной литературы.

  1. Ершова И.В. Предпринимательская деятельность: правовые проблемы повышения эффективности / отв. ред. Т.В. Кузнецов, А.Т. Гаврилов. - М.: Рос. газета, 2005
  2. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
  3. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском, 2007 г
  4. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008г.
  5. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право, М. Юристъ, 2005г.
  6. Е.В. Калинина «Особенности законодательного развития и усовершенствование процедуры несостоятельности (банкротства)» № 5 г. Москва: Юрист 2002г.
  7. Н.Ф. Щербакова: «Устойчивость и диагностика возможного банкротства организации» № 10 2002г.

 

 


Информация о работе Несостоятельность (банкротство) предприятий