Нововведение как объект инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической и т.д.) как в изготовлении, так и в потреблении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы внедрения инноваций
1.1 Сущность понятий новация (новшество) и инновация (нововведение)……………………………………………………………….………....5
1.2 Функции инновации: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая……………………………………………………………………12
1.3 Классификация инноваций и характеристика основных видов инноваций в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли)………………………………………………………..………..15
Глава 2. Разработка технико – экономического обоснования инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»
2.1 Краткая характеристика ОAО «KOIS-MET»…………………..…...28
2.2 Разработка инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»……..…..
2.3 Оценка эффективности инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»…………………………………………………………………
Заключние………………………………………………………………………...35
Список использованных источников……………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы внедрения инноваций

1.1 Сущность понятий  новация (новшество) и инновация (нововведение)……………………………………………………………….………....5

1.2 Функции инновации: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая……………………………………………………………………12

1.3 Классификация инноваций и характеристика основных видов инноваций в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли)………………………………………………………..………..15

Глава 2. Разработка технико – экономического обоснования инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»

2.1 Краткая характеристика ОAО «KOIS-MET»…………………..…...28

2.2 Разработка инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»……..…..

2.3 Оценка эффективности инновационного проекта ОАО «KOIS-MET»…………………………………………………………………

Заключние………………………………………………………………………...35

Список использованных источников……………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время в России, затрагивают все сферы деятельности, не исключая, разумеется, и такую важнейшую, как научно-техническая политика. Проблема эффективного использования достижений науки и техники (инноваций) не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством. Для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности они обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.

Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической и т.д.) как в изготовлении, так и в потреблении.

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие "инновация'' применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Цель данной курсовой работы: комплексная характеристика нововведения, исследование потенциальных возможностей фирмы как организационно-правовой формы осуществления инноваций, организация процесса выбора инновации фирмой, оценка эффективности инновационного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нововведение как объект инновационного менеджмента

 

1.1 Сущность понятий новация (новшество) и инновация (нововведение). Свойства инновации

 

  Понятие новации  и инновации как объектов инновационного  менеджмента

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании.

Его цель - определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих вопросах:

- разработка и внедрение в  производство новой продукции (инновационная деятельность);

- модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;

- дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;

- снятие с производства устаревшей  продукции.

Под новшеством (новацией) понимается новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).

Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе, а также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.  

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и т.д. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

Инновация является синонимом нововведения. Инновацией является новшество, которое стало предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования. Новшество к тому же обладает признаком новизны для потребителя. Лишь при соблюдении двух условий новацию или новшество следует считать инновацией или нововведением:

  • новшество должно быть принято данным потребителем;
  • новшество должно обладать признаком новизны для данного потребителя.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

 

 

Непременными свойствами инновации являются:

  1. научно-техническая новизна;
  2. производственная применимость.

Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из вышеизложенного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции инновации: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая

 

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. Воспроизводственную;
  2. Инвестиционную;
  3. Стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что  составляет содержание стимулирующей функции инновации.

1.3 Классификация нововведений (инноваций) и характеристика основных видов нововведений в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли)

 

Классификация нововведений означает распределение их на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы нововведений начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию нововведений можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации нововведений (инноваций), а также к выделению ее критериев.

По значимости различают базисные нововведения, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие нововведения, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций),

рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

- новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

- новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

- новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Информация о работе Нововведение как объект инновационного менеджмента