Нормативно-методическое обеспечение организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации.

Нормативно-методическое обеспечение создает условия для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативно методическое обеспечение организации.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

1 ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЕГО СОСТОВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

    1. Понятие нормативно-методического обеспечения системы управления организацией

 

Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией – это совокупность документов организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического, экономического характера, а так же нормативно-справочных материалов, используемых при управлении организацией и утвержденных соответствующим компетентным органом или руководством организации. 

Нормативно-методическое обеспечение создает условия  для эффективного процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления организацией. Оно состоит в разработке и применении методических документов, а также в ведении нормативного хозяйства в системе управления организацией.

В целом, документы необходимы для выполнения ряда задач /4, с.12/:

  • осуществление эффективной и упорядоченной деятельности организации, подразумевающей необходимую ответственность;
  • формирование и документальное фиксирование организационных и управленческих решений;
  • обеспечение согласованности управленческой и административной деятельности;
  • обеспечение непрерывности деятельности организации в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдение требований нормативно-правовых актов, регулирующих сферу деятельности организации во всех ее проявлениях.

Нормативно-методические документы подразделяются на три  группы:

  • нормативно-справочные документы;
  • документы организационного, организационно-распорядительного и организационно-методического характера;
  • документы технического, технико-экономического и экономического характера.

Нормативно-справочные материалы включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и управления. К их числу следует отнести:

  • первичные операционные нормы времени и расценки; нормы времени на выполнение управленческих процедур;
  • производные нормы и нормативы, полученные на основе первичных норм;
  • нормы, установленные вышестоящими организациями или в централизованном порядке.

Документы организационного, организационно-распорядительного  и организационно-методического характера регламентируют задачи, функции, права, как всей системы управления организацией, так и ее отдельных частей; содержат методы и правила выполнения работ в организации. Эти документы включают /3, с.21/:

  • законодательные акты;
  • указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • руководящие документы (положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы) Минтруда РФ и других государственных органов;
  • приказы, положения, инструкции, методические указания, правила и другие документы министерства, госкомитета, ведомства, если им подчиняется организация;
  • приказы, положения, правила и другие документы, издаваемые руководителем организации или соответствующими подразделениями (Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Штатное расписание).

К документам организационно-методического  характера относятся те, которые регламентируют выполнение функции по управлению организацией.

В целом нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией может существовать на двух уровнях /3, с.27/:

  • государственном;
  • организационном.

К числу основных документов на уровне государства относятся  Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» и др.

На уровне организации основными документами являются правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положение о подразделении, должностная инструкция, личностная спецификация, штатное расписание и др.

Ответственность за обеспечение  системы управления организацией нормативно-методическими документами несут соответствующие подразделения аппарата управления организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией на государственном уровне

 

Документы, разработанные и созданные на государственном уровне, определяют порядок создания и функционирования системы управления организацией, а также регламентируют работу организации, ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение.

В системе нормативно-методического обеспечения с этой точки зрения действуют следующие документы:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • законодательные акты субъектов РФ;
  • нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • унифицированные системы документации;
  • государственные стандарты и др.

Основой нормативно-методического  обеспечения является Конституция РФ, главный документ РФ, имеющий высшую юридическую силу. Так, согласно ст. 90, указы Президента РФ обязательны для исполнения и не должны противоречить другим законам. Ст. 115 гласит, что  Правительство РФ также издает постановления и распоряжения. Но прежде всего Конституция РФ защищает права и свободы отдельно взятого гражданина, диктует его обязанности и ответственность за их невыполнение.

Гражданский кодекс РФ устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правонарушений в системе управления организацией.

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения каждой организацией независимо от ее организационно-правовой формы ряда локальных правовых актов: коллективный договор, соглашение, правила внутреннего трудового распорядка, положение об использовании и защите персональных данных и др. В ТК РФ большая часть посвящена регулированию отношений между работником и работодателем организации, а в связи с этим и оформлению документации по персоналу при приеме на работу, перемещении работника в организации, расторжении трудового договора, командировании и т.д.

Уголовный кодекс регулирует вопросы, связанные с хранением документов.

В «Кодексе РФ об административных правонарушениях» к числу правонарушений относится несоблюдение правил хранения, комплектования, учета, использования документов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Нормативно-методическое  обеспечение системы управления организацией на организационном уровне

 

Деятельность организации фиксируется в разных видах документов. Согласно действующему законодательству организации, учреждения и частные предприятия издают уставы, положения, инструкции, штатное расписание. Это комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия.

Таким образом, нормативно-методическое обеспечение системы управления организацией осуществляется за счет создания и непрерывного функционирования устава, положений, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, положения о подразделении, должностной инструкции, штатного расписания.

Устав – это правовой акт, который представляет собой  свод правил, установленных государством или организацией. Этот акт регулирует деятельность организаций, определенных сфер управления и хозяйственной деятельности (например, Устав закрытого акционерного общества, Дисциплинарный устав, Строевой устав и т.д.) /6, с.9/.

Согласно ст.52 Гражданского кодекса  РФ, юридическое лицо (то есть организация) действует на основании устава либо учредительного договора, либо и того, и другого одновременно. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании общего положения об организациях определенного вида.

В уставе содержится вся информация о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью и другие сведения, предусмотренные законодательством РФ. В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях – и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Для отдельных учредительных  документов законодательством РФ устанавливаются особенные, обязательные для исполнения требования. Так, такие требования установлены для акционерных обществ, для обществ с ограниченной ответственностью и др.

Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата  А4. Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами. На титульном листе устава указывают: вид документа (УСТАВ), организационно-правовую форму юридического лица, его индивидуальное название, место составления документа, гриф утверждения устава учредителями или участниками (вверху справа). На подлиннике устава регистрирующий орган вверху слева проставляет отметку о регистрации устава. Отметка о регистрации заверяется печатью регистрирующего органа.

Положение об организации – это  правовой акт, который определяет статус организации, порядок ее деятельности, а также права, обязанности, задачи и функции. На основании положения действуют государственные и муниципальные некоммерческие организации, действующие за счет средств бюджета /4, с.40/.

Следует отметить, что ст.52 ГК РФ гласит о том, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании  общего положения об организациях. То же самое касается и филиалов, отделений, представительств коммерческих и некоммерческих организаций.

Положения об организациях могут быть типовыми, примерными и индивидуальными. Индивидуальные положения базируются на типовых и примерных. Последние в свою очередь разрабатываются для подведомственных организаций, филиалов, отделений и т.п.

Юридическую силу положение об организации  получает после утверждения его вышестоящей организацией. Утверждение положения об организации проводится распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением) вышестоящего органа управления.

Положение об организации оформляется  на стандартных листах бумаги. Обязательными  реквизитами положения об организации  являются: гриф утверждения вышестоящего органа, название вида документа, составляющее одно целое с заголовком к тексту. Гриф утверждения заверяется печатью вышестоящей организации.

Текст положения об организации  может включать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Руководство.

6. Взаимоотношения.

7. Контроль, проверка  и ревизия деятельности.

8. Реорганизация и  ликвидация.

В разделе "Общие положения" содержатся официальные полное и  сокращенное наименования организации, определяются цели и основания ее создания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта, указывается, чем руководствуется организация в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати и официальные бланки имеет.

Раздел "Основные задачи" формулирует цели деятельности организации или проблемы, которые призвана решать организация и которые определяют характер и основные направления ее деятельности.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должна выполнять организация для решения поставленных перед ней задач.

Раздел "Права и  обязанности" содержит перечисление прав и обязанностей, которыми наделяется организация в лице ее руководителя.

Информация о работе Нормативно-методическое обеспечение организации