Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 106.18 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

    Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время стремительно развивается бизнес и растет конкуренция. Задачей любой компании является не только выживание, но и сохранение конкурентоспособности. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.

Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.

Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.

Несмотря на сложное финансовое положение многих российских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.

Именно это и объясняет актуальность данной курсовой работы.

Цель курсовой работы является теоретическое изучение и сравнение различных методов обучения персонала, выявление их преимуществ и недостатков, а также выявление проблем в области обучения персонала и нахождение путей их решения.

Объектом исследования данной работы является обучение персонала организации.

Предметом курсовой работы выступают методы обучения персонала организации.

Для достижения цели работы и раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • раскрыть сущность и понятие обучение персонала;

  • рассмотреть традиционные и активные методы обучения персонала и изучить их преимущества и недостатки;

  • выявить современные проблемы в обучении персонала в России;

  • оценить эффективность обучения персонала организации;

  • найти пути решения в области обучения персонала.

Структурно работа состоит из двух частей. Первая часть теоритическая, вторая часть практическая – анализ существующих проблем в Российской Федерации в области обучения персонала и нахождение путей их решения.

Методологической основой написания данной работы послужила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические аспекты понятия обучение персонала

    1. . Понятие и сущность обучения персонала, выгоды и издержки для организации

Обучение персонала – это процесс развития профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей и потребностей организации в целом или её соответствующих подразделений.

Как правило, различают три вида обучения персонала:

  1. Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами обучения.

  1. Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышения в должности.

  1. Переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.1

Для того чтобы высшее руководство было готово рассматривать обучение в числе ведущих приоритетов, обучение должно быть полезным как для всей организации, так и для отдельных работников. Отношение высшего руководства к обучению персонала в значительной мере связано с пониманием того, какие выгоды получает в результате организация и какие издержки она несет при обучении разных категорий работников.

Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются в следующем:

  1. Обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности (повышение качества и производительности (эффективности) труда персонала, сокращение издержек и снижение себестоимости, снижении травматизма и т.п.).

  1. Повышение приверженности персонала своей организации, снижение текучести кадров.

  1. Повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка. Таким образом, организация повышает ценность находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов.

  1. Обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.

Для работника польза от обучения состоит в следующем:

  1. Более высокая удовлетворенность своей работой.

  1. Рост самоуважения.

  1. Рост квалификации, компетентности.

  1. Расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.2

Обучение персонала связано не только с выгодами. Оно влечет за собой и определенные издержки. Среди издержек, связанных с обучением работников, можно выделить прямые и косвенные издержки. К прямым издержкам можно отнести:

  • расходы на оплату преподавателей и вспомогательного персонала;

  • расходы на учебные материалы;

  • расходы на аренду помещений.

К косвенным издержкам можно отнести:

  • расходы, связанные с необходимостью освобождения сотрудников от работы на период их участия в учебной программе (как правило, с сохранением зарплаты);
  • дополнительная нагрузка на других сотрудников, которым приходится выполнять работу за отсутствующих коллег.

Особенно значительные материальные издержки организация несет при оплате длительного (от нескольких месяцев до нескольких лет) обучения своих работников с отрывом от основной работы. Иногда достаточно трудно сказать, какие издержки – прямые или косвенные – являются для организации более чувствительными.3

1.2. Традиционные методы обучения персонала, их преимущества и недостатки

 

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Методы обучения зависят от его целей и характера взаимодействия субъектов.

Все многообразие методов обучения персонала можно разделить на два вида – традиционные и активные (см. приложение)

. Традиционные методы  являются преобладающими при  передаче и закреплении знаний. Эти методы обучения на сегодняшний  день остаются преобладающими, что  доказывает их достаточно высокую  эффективность, но они имеют и  ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения

материала.4

К традиционным методам обучения персонала относятся:

  • лекции;

  • семинары;

  • учебные кино- и видеофильмы.

Лекция (лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов.

Достоинства лекционной подачи материала:

  • лектор полностью планирует и контролирует ход занятия;
  • возможность охвата большой аудитории;
  • относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

 Недостатки лекционной  подачи материала:

  • высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи знаний;
  • низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;
  • невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.5

Семинар (от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практических занятий, которые предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Наиболее известны и популярны семинары, посвященные развитию корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. Например, с приглашенными экспертами можно обсудить конкретные проблемы, возникающие в компаниях – проблемы сбора долгов, оптимизации документооборота, управленческого учета. Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.

Цель семинара – проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы.

Преимущества семинарских занятий:

  • позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала;
  • помогают обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы;
  • позволяют преподавателю установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

  • семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
  • ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.6

Учебные кино- и видеофильмы для системы бизнес-образования являются относительно новым явлением. Рынок кино- и видеофильмов для бизнес-образования еще находится в зачаточном состоянии, хотя пользователями видеокурсов уже являются организации из разных уголков Российской Федерации и других стран СНГ. Например, учебные видеофильмы серии «Эффективное управление российскими компаниями» рекомендованы к применению в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. В эту серию входят следующие фильмы: «Разработка стратегии развития», «Успешное изменение организационной структуры», «Организация прямых продаж», «Успешное ведение переговоров». Каждый учебный видеофильм описывает конкретную проблемную ситуацию, сложившуюся на одном из российских предприятий.

Каждый видеокурс включает учебный видеофильм, пособие по теме курса и методическое руководство для преподавателей по проведению занятий. В методических материалах могут содержаться рекомендуемые упражнения, ролевые игры, учебные тексты, диалоги, темы для дискуссий, акценты на основные обучающие моменты, даже варианты тренинга с разбивкой по времени.

Преимущества видеообучения:

  • связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;
  • наглядность и доступность подачи материала;
  • возможность самообучения и повторения;
  • возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально;
  • удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства;
  • не требует больших затрат.

Информация о работе Обучение персонала