Общая характеристика и виды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

Понятие организации (предприятия).
Цели и система управления предприятиями.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Внешняя и внутренняя среда предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по менеджменту.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

2. Организация – это административная  пирамида,  как  наиболее  устойчивое

    строение  (административный  механизм).  Ей  присуща  чёткая  структура,

    единоначалие, разделение  труда,  баланс  полномочий  и  ответственности,

    корпоративная  мораль.

 3. Организация – бюрократия, где человек  –  это  винтик  огромной  машины,

    материал для  построения  целого,  не  имеющий  право  на  индивидуальные

    особенности.  Индивидуальность  личности   подавляется   разработкой   и

    предписанием  точного соблюдения инструкций практически  «на  все  случаи

    жизни».

4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х  годах двадцатого столетия предложил  рассматривать

    организацию как  общину и соответственно ей  управлять.  В  его  понимании

    люди были не  винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он

    подчёркивал  право  на  индивидуальность  каждого,   возможность   иметь

    собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так  и вне  организации.

    При такой концепции  на первый план выходят межличностные  и  межгрупповые

    отношения. Управление  должно  вписываться  в  психологическую  структуру

    группы,   осознавать   возможность    спонтанного,    неконтролируемого,

    самоорганизации.

5.  Всё большую роль, как указывалось выше, в организации  начинает  играть

    технологическая  основа. Организация – это социотехническая  система, т.е.

    взаимодействие  группы людей с определённой  техникой. Техническая система

    и система межличностных  отношений  могут  пересекаться.  От  технической

    системы зависят социальные отношения, а от последних –  производственная

    система. Отсюда  – организация характеризуется, как сложная,  разнородная

    вероятностная  система.

 

 

3.Цели и  функции системы управления персоналом

 

          Все множество целей организации можно разделить на 4 вида:

- экономические - получение прибыли  от реализации продукции, работ, услуг;

- научно-технические - обеспечение  современного научно-технического  уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и  прочее;

- производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;

- социальные - достижение необходимой  степени удовлетворения социальных  потребностей работников.

    Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:

- планирование (координация ожидаемых  результатов и способов их  достижения);

- организация и регулирование (координация  действий для достижения результата);

- учёт и контроль (получение  информации о достижении результатов);

- стимулирование (распределение финансовых  ресурсов между всеми звеньями  и объектами).

        Планирование - это начало и основа управления. Различают стратегическое, оперативное и текущее планирование. Любой план должен удовлетворять принципам: 1) быть экономически обоснованным и рациональным; 2) опираться на реальные возможности организации; 3) должен быть достаточно гибким для внесения изменений без ущерба для достижения поставленных целей.

      Организация- создание такой систем, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства.

        Хороший организатор не тот, кто хорошо работает только сам, а то у кого работают хорошо и подчинённые. Основные принципы управления:

- чёткое разделение труда;

- чёткая регламентация полномочий  и степени ответственности каждого  работника;

- строгая дисциплина;

- принцип единоначалия;

- принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;

- подчинённость личных интересов  общим интересам;

- справедливое вознаграждение  работникам;

- централизация в системе управления;

- четкая регламентация полномочий  руководителя;

- принцип справедливости в разрешении  конфликтных ситуаций;

- принцип стабильности рабочих  мест;

- поощрение инициативы низовых  работников.

Формы организации деятельности:

  1. делегирование полномочий (передача части управленческих функций более низкому уровню, но с сохранением ответственности);
  2. регламентирование прав. Обязанностей, профессиональных функций (юридическое оформление прав в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
  3. создание организационной структуры;
  4. нормирование трудозатрат и норм времени;
  5. инструктаж работников;
  6. принятие управленческих решений.

     В структуре предприятия выделяют подсистемы:

- технологическая система поведения;

- формальная организационная структура (структура подчинения прав, обязанностей, зафиксированная в юридических документах);

- внеформальная структура (решение  деловых задач не по формальным  правилам, а на основе человеческих  отношений. Чем более выражена  внеформальная структура, тем хуже  предприятие);

- неформальная межличностная структура  отношений в коллективе, симпатии, антипатии.

Различают три вида контроля- текущий по отклонениям; - упреждающий для недопущения отклонений, предупреждения сбоев, является базой для корректировки действий; - результирующий.

Стимулирование - необходимо для того, чтобы вызвать высокую мотивацию, желание сотрудников выполнять поставленную задачу наиболее эффективно.

Система целей для УП рассматривается двояко. С одной стороны она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.

Система целей служит базой для определения состава функций управления. Для формирования функций необходимо выявление их объектов и носителей. Носителями функций управления выступают: руководство организации, заместители руководителей (включая линейных руководителей , которые одновременно являются и объектами управления ), руководитель службы управления персоналом или заместитель директора по кадрам, специализированные подразделения по управлению персоналом и специалисты по управлению персоналом (они также одновременно являются и носителями и объектами ). Объектами управления являются все сотрудники организации.

Современная концепция УП склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива. При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.

5.Горизонтальное  и вертикальное разделение труда

 

Горизонтальное разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько  полно и глубоко учтена квалификация, будет зависеть эффективность труда личный трудовой вклад исполнителей.

  Горизонтальное разделение  труда - это качественная и количественная  дифференциация и специализация  трудовой деятельности. По сути  это разделение всей работы  на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам.

Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.

Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур, на

пример специализация продавцов на продаже одного какого-либо товара; осуществление слесарем ремонта только одного узла сложной машины и т.п.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Кто-то должен взять на себя обязанности капитана с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать, координировать и контролировать все структуры и звенья организации. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (проведение их в жизнь).

Наиболее сложным представляется вид трудовой деятельности, связанный с проведением в жизнь управленческих решений. Это прежде всего обусловлено большим разнообразием

управленческих работ. Чтобы привести их в определенную систему, целесообразно выполнить отдельные функции, которые классифицируются по объектам и направлению управляющему его воздействия, по этапам выполнения трудового процесса и по другим аспектам.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство - выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации;

технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства; экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение ее рентабельной работы; оперативное управление - составление и доведение до отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса; управление персоналом - подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

   Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих 36

действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

 

6. Внешняя и внутренняя среда  предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: 

микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках: 

- потребительском (население, приобретающее  товары и услуги для личного  потребления); 

- производителей (организации, приобретающие  продукцию производственно-технического  назначения); 

- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя; 

- государственных учреждений (оптовые  покупатели продукции для государственных  нужд); 

- международном (зарубежные покупатели  на ранее перечисленных типах  клиентурных рынков). 

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. 

Информация о работе Общая характеристика и виды организации