Общие вопросы построения системы управления персоналом в компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:22, реферат

Краткое описание

1.история создания СУП
2.разнообразие моделей корпаротивной культуры
3.КС в современной организации

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.docx

— 172.35 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Общие вопросы  построения системы  управления персоналом в компании.

    1. История создания Службы персонала в России и за рубежом.
 

   Развитие  управления персоналом в России как  прикладного направления менеджмента  в силу ряда исторических причин отличалось от аналогичных процессов, происходящих в западных странах. При этом основные идеи данного направления внедрялись в российскую практику с некоторым отставанием от западных стран. Формирование и развитие рынка наемной рабочей силы в период Нового времени в России было замедлено и начало свой рост только с середины XVIII века, обусловленный отменой крепостного права. С этого времени вплоть до 1917 года развитие практики управления персоналам в экономических организациях происходило в рамках интенсивного развития капитализма. В начале XX века управление персоналом в России напоминало ситуацию, складывавшуюся в США и Европе полвека назад, и заключалось в том, что руководители предприятий решали проблемы, связанные с управлением работниками по мере их возникновения, на основе жизненного опыта, а также сложившихся традиций, в том числе религиозных. При этом нанимались сотрудники специально для решения вопросов, касавшихся быта, образования и здравоохранения работников. В соответствии с устоявшимися на тот момент в России традициями, отношения между работодателями и работниками носили партеналистский характер. Кроме того, широкое применение имели не денежные виды вознаграждения и льгот, например, администрации фабрик создавали столовые, школы и больницы для рабочих и их семей, предоставляли жилье, создавали сберегательные кассы и т.д. При этом размер заработной платы был значительно ниже, чем в западных странах.

В послереволюционной России функция управления персоналом экономических объектов носила достаточно формальный характер и выполнялась отделами кадров. В период нэпа был взят ориентир на научное управление производством и на основные постулаты теории Тейлора. В это время российские экономисты, специалисты по научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке и др.), исследовали вопросы повышения производительности труда. Они полагали, что в этой области необходимо принимать во внимание некоторые принципы капиталистической экономики, в том числе, теории Тейлора. По их мнению, результативность хозяйственной деятельности должна увеличиваться не только за счет интенсификации трудовых усилий, механизации и рационализации производства, но и посредством «социализации трудового процесса», повышения культуры труда и творческой инициативы работников.

      В период индустриализации наблюдалось  форсирование производственных процессов  на фоне централизованного директивного управления народным хозяйством и формирования плановой экономики. В таких условиях, прямо противоположных принципам рыночной экономики, предприятия и организации лишались хозяйственной самостоятельности, что накладывало характерный отпечаток на их кадровую политику. Кроме того, отсутствие конкурентной среды не способствовало самостоятельному развитию организаций, в том числе в области совершенствования методов управления персоналом.

      В советское время функция управления персоналом сводилась к работе отделов кадров, заключающейся в документарном сопровождении найма, увольнения, перемещения, обучения и прочих процессов, связанных с учетом кадров. Оплата труда осуществлялась по единым нормам, была фиксированной и не имела связи с реальной производительностью работников. Следует отметить, что в этот период была сформирована

мощная централизованная система управления персоналом, состоящая  из отраслевых институтов повышения квалификации, в которых различные специалисты периодически были обязаны проходить обучение. В советское время также функционировала единая государственная система социальной защиты населения (медицинское обслуживание, образование, система льгот и т.д.), функции которой частично передавались на предприятия (решение жилищных вопросов, обеспечение отдыха работников и т.д.).

      Период  перехода России к рыночной экономике (1990-е годы) с точки зрения управления персоналом характеризовался распадом сложившейся в советское время системы подходов к работникам. Стремительное моральное устаревание инструментов государственной социальной политики в условиях высокой инфляции, с одной стороны, и неспособность вставших на рыночный путь организаций обеспечить своим сотрудникам необходимые социальные гарантии, обусловили необходимость пересмотра ряда методов управления персоналом, ориентируясь на опыт индустриально развитых стран. Прямым следствием сложившейся ситуации стало резкое возрастание уровня «утечки мозгов», начавшейся еще во второй половине 1980-х годов, на первоначальных этапах перестройки. Кроме того, острейшим вопросом являлась проблема высокого уровня увольнений, возрастание задолженностей предприятий перед сотрудниками, индексация заработных плат и т.д.

      Со  второй половины 1990-х г.г. наиболее прогрессивные отечественные предприятия начали строить кадровую работу в соответствии с теорией «развития человеческих ресурсов». Кроме того, на российском рынке появились региональные представительства и филиалы крупнейших лидеров мирового рынка, внедряя, таким образом, современную передовую практику менеджмента организации, в том числе управления персоналом. На данном этапе перед топ-менеджментом, а также перед кадровыми службами отечественных организаций стоят такие задачи, как совершенствование методов оценки, найма и увольнения персонала, формирование системы непрерывного развития персонала и управления знаниями организации, обеспечение и развитие системы выплат компенсаций и социальных пакетов, управление организационной культурой и т.д.

           Человек участвует  в производственной деятельности как  ее многогранный субъект: экономический  – производитель и потребитель  благ; и биологический – носитель определенной телесной конструкции  и физического здоровья; и социальный – член определенной группы.

      Персонал  – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие  от вещественного фактора производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать  предъявляемые к нему требования, действовать, иметь субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому  воздействию, реакция на которое  неопределенна.

     Понятие «управление персоналом» по смыслу близко к понятию «управление  человеческими ресурсами».1 И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику к его рабочей силе как ресурсу.

     Не  случайно концепция управления персоналом несколько лет назад стала  логически перерастать в концепцию  управления человеческими ресурсами  как составной частью производственных ресурсов (наряду с финансовыми, материальными, технологическими). Это значит, что сообразуясь со стратегией развития, предприятие как производственно-хозяйственная система может либо увеличивать человеческие ресурсы (экстенсивный путь), либо (при необходимости) сокращать, ориентируясь на более рациональное использование оставшейся части (интенсивный путь).

     Ориентация  на управление человеческими ресурсами  меняет задачи управления, функции  и структуру соответствующих  служб на предприятии. Так, одной  из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей  ролью человеческого фактора  в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

     Управление  производством осуществляется через  человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую  и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники  являются объектом управления. Это  касается, прежде всего, количества и  качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового  поведения, трудовых и личностных отношений  и т.д.

     Объект  управления – это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).

     Отличительная особенность группы работников как  объекта управления состоит в  определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.

     В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих  соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также  руководители всех уровней, выполняющие  функцию управления по отношению  к своим подчиненным.

     Управление  персоналом – управляемый процесс  создания и реализации условий труда  и трудового поведения сотрудников  с учетом их личных интересов, ценностей, квалификации для получения максимально  возможной производственной отдачи на пользу компании, удовлетворения интересов  ее клиентов (потребителей) и благополучия самих сотрудников.

     Сущность  управления персоналом заключается  в том, что люди рассматриваются  как конкурентное преимущество компании, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь целей организации. Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, - это  системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных  организационно-экономических и  социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения  рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для эффективного использования и развития трудового  потенциала работника в целях  обеспечения эффективного функционирования организации.

      Задачи  специалистов по управлению персоналом сложны, многообразны и в большинстве  случаев нуждаются в творческом подходе к их решению. Заслуживает  внимание тот факт, что до 60-х годов  нашего века функциональные задачи служб  управления персоналом еще не имели  предметной определенности. По словам Питера Друкера, работа в этой области являлась частично работой архивного клерка, частично работой по домоводству, частично работой социального служащего и частично работой по борьбе с "огнем" — "по успокоению профсоюзов".

      Важно отметить, что в настоящее время  процесс развития методологии управления человеческими ресурсами далеко не однозначен и несет в себе противоречивые тенденции. Анализ международного опыта  управления выявляет регрессивные процессы, связные, например, с массовым сокращением  персонала. Считается, что такая "оптимизация  штатов" позволяет быстро и просто уменьшить производственные издержки, повысить конкурентоспособность увеличить  прибыли. Причем эту практику в последнее  время проводят даже такие признанные лидеры управления, как корпорация ИБМ, которая, компенсируя свои потери от спада продаж в 1993 году, решила сократить  персонал к концу 1994 года на 85 тыс. человек. Специальные исследования показывают, что сокращение персонала фирмы рассчитывают компенсировать увеличением продолжительности рабочего дня при одновременном росте интенсивности труда. При этом 2/3 компаний, осуществивших такие мероприятия, не добились роста производительности труда, но столкнулись с фактами снижения творческого настроя и уровня лояльности по отношению к фирме.

      Практика  современного менеджмента показывает неэффективность шаблонных решений  сложных социально-экономических  проблем. Действительный экономический  рост связан с внедрением методов, обеспечивающих реализацию новых подходов в управлении человеческими ресурсами на основе интеграции интересов предпринимателей и персонала. Именно инновационные  подходы к управлению людьми, способствующие росту производительности труда  и реализации творческого потенциала персонала, определяют перспективу  развития соответствующих методов  управления (см. Таблица 1).                                                                                                  Таблица 1.2

Обзор мирового опыта в управлении персоналом.

Период  Основной объект управления Доминирующие  потребности персонала  Ведущие направления  управленческой деятельности
До 1900г. Технология  производства Интересы персонала  практически не учитывались  Дисциплинарные  системы.
1900 — 1910 гг. Безопасность  и "благополучие" персонала  Безопасные  условия труда и создание предпосылок  для хорошей работы Программы безопасности, организации труда и т.п.
1910 — 1920гг. Задачи повышения  эффективности  Повышение заработков на основе более высокой производительности Мотивация и  обучение, стимулирование высокой производительности
1920 — 1930 гг. Индивидуальные  особенности работников Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ  Психологические тесты, опросы, учет предложений работников при проектировании работ 
1930 — 1 940 гг. Профсоюзы, социальное партнерство  Сглаживание глубоких противоречий между работниками  и работодателями Программы взаимодействия и сотрудничества на производстве
1940 — 1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка  Гарантии экономической  и социальной безопасности Программы пенсионного  обеспечения 
1950 — 1960 гг. Человеческие  отношения  Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины Подготовка  управленческого персонала с  учетом изменения его роли в организации 
1960 — 1970 гг. Сотрудничество, развитие и углубление партнерства  Расширение  участия в обсуждении и принятии управленческих решений  Отработка процедур совместного участия в управлении, разделение ответственности 
1970 — 1980гг. Перемена труда  Соответствие  содержания работы изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия в работе Чередование работ, объединение задач и функций, коллективные формы организации  труда 
1980 — 1990 гг. Движение персонала  Надежная гарантия занятости в период экономического спада  Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие в поисках работы
1990 — 2000 гг. Кардинальные  изменения в составе рабочей  силы, дефицит квалифицированного персонала  Расширение  возможностей для адаптации к  постоянно меняющимся условиям и  потребностям производства Стратегическое  планирование человеческих ресурсов, расширение гарантий занятости, программы  переподготовки, гибкие формы вознаграждений, участие в доходах и др.
2000-2012      

Информация о работе Общие вопросы построения системы управления персоналом в компании