Общие черты управленческой мысли Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:53, доклад

Краткое описание

В истории существования человеческой цивилизации Китай занимает не последнее место. Эта цивилизация возникла очень давно на берегу Жёлтой реки Хуанхэ и существует поныне. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н.э.) и единой системы письма.

Вложенные файлы: 1 файл

Общие черты управленческой мысли Древнего Китая.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

Управленческие идеи Мо Цзы:

  1. Качественное управленческое решение требует понимания действительных причин существующих проблем:

а) хотите решить — докопайтесь до сути;

б) никогда не лечите гипертонию болеутоляющими средствами — боль отходит, а причина остается. Главная причина беспорядков в государстве — бедность людей. Накормите людей, и беспорядков не будет.

  1. Руководитель на основе изучения прошлого имеет возможность познать (прогнозировать) будущее:

а) на основе ясного он познает скрытое;

б) история есть ясное. Это ясное — основа настоящего и индикатор будущего.

  1. Справедливость — высшая добродетель руководителя:

а) кто делает добро обществу, организации, того следует прославлять;

б) кто делает зло организации, того следует наказывать.

  1. Принцип зависимости человеческого характера от жизненных обстоятельств:

а) если год урожайный, люди становятся отзывчивыми и добрыми;

б) если год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.

  1. Благополучие общества зависит от качества государственного управления и от труда товаропроизводителей:

а) если знатные люди успешны в управлении — общество процветает;

б) если простые люди усердны в ремесле и земледелии — в обществе достаточно богатств, а значит, есть порядок.

  1. Мо Цзы сформулировал принцип вознаграждения по труду:

а) если человек усерден в труде, он должен быть сытым;

б) человек, неусердный в труде, должен быть голодным.

  1. Идея социального партнерства управленцев и управляемых:

а) возникает на основе взаимного уважения и любви людей;

б) социальное партнерство возникает на основе реализации управленцем принципа социальной справедливости.

Легизм

Основателем легизма считается Шан Ян (390—338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие — земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция — тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок. Латинизированное название школы («фа» —порядок) — «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия.

Свои взгляды Шан Ян изложил в трактате «Книга правителя области Шан». ».«Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», — говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.

Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.

В начале эпохи Хань ни легизм, ни конфуцианство не являлись официальной идеологией. Отдельные императоры (например, Вэнь-ди) изучали не без увлечения легизм. В то же время к середине II в. до н. э., по мере того как шло усиление придворной бюрократии, вновь стало вызывать интерес конфуцианство. Бюрократии требовалась идеология, обосновывавшая ее право на власть. Но возрождение конфуцианства не означало простого воспроизведения учения Конфуция.

Оформление ортодоксального конфуцианства, превратившегося в официальную идеологию, следует связать с именем Дун Чжуншу (187—120 гг. до н. э.). В 140 г. до н. э. появился специальный императорский эдикт, ставивший под запрет принятие на государственную службу сторонников легистов. При императоре У-ди (140—87 гг. до н. э.) был предпринят ряд общегосударственных мер для восстановления конфуцианских культов и ритуалов.

Основные управленческие идеи легизма:

  1. Невозможность возврата к старине.
  2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
  3. Основное назначение государства — противостоять злому началу в природе человека. Человек — это источник социального зла.
  4. Понятие идеального государства включает в себя:

а) сильнуюверховную власть;

б) вооруженную до зубов армию;

в) централизованность государства;

г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;

д) единый порядок и законы.

  1. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон — это наказание. Главный метод государственного управления — метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким — широкое применение смертной казни, причем мучительной.
  2. Осуждение милосердия и гуманизма.
  3. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
  4. Поощрение земледелия, и вообще — трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий — таких, как искусство и торговля.
  5. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
  6. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:

а) внушать страх своему народу;

б) окружать свою жизнь тайной;

в) контролировать чиновников и никому не доверять;

г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.

Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого — образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный — установление в стране деспотического правления.

Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента считается для государственного деятеля обязательным.

После II в. до н. э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе как принципы легизма, так и конфуцианства.

 

 

 

 

 

 

1 Сакрализация – (из лат. sacralis «священный») – освящение чего-либо, придание статуса священного.

 

 


Информация о работе Общие черты управленческой мысли Древнего Китая