Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:40, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучения теоретических аспектов оперативного управления транспортным цехом предприятия.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. изучить особенности организации, состав и структуру транспортного цеха;
2. изучить теоретические аспекты управления транспортным цехом;
3. изучить методы оценки эффективности управления.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка эффективности управления…………………………………………………………4
1.1. Методологические основы управления транспортным цехом предприятия. Особенность организации, состав и структура транспортного цеха…………………………………………………………………………………...4
1.2. Цели, задачи оперативного управления транспортным цехом………………8
1.3. Оценка эффективности управления. Эффективность как основополагающая категория управления………………………………………………………………14
1.4. Повышение эффективности оперативного управления……………………..18
1.5. Эффективность управления транспортным цехом…………………………..23
Глава 2. Практические аспекты работы транспортного цеха на примере ООО «Крона»……………………………………………………………………………...28
2.1 Краткая характеристика транспортного цеха ООО «Крона»………………..28
2.2 Анализ и оценка уровня использования автомобилей……………………….29
2.3 Анализ производительности подвижного состава…………………………...35
2.4 Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей в транспортном цехе ООО «Крона»…………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………………...41
Приложение…………………………………………………………………………
Роль транспорта на современном предприятии отнюдь не ограничивается простым перемещением грузов, а имеет, особенно в поточном и автоматическом производстве, важное организующее значение.
Как я говорил ранее, вся совокупность транспортных работ на предприятии осуществляется при помощи трёх взаимосвязанных видов транспорта:
Внешний транспорт обеспечивает
связь площадки завода, его базисных,
сырьевых и топливных складов, а
также складов готовой
Межцеховой транспорт служит для перемещения грузов на территории завода между его отдельными цехами, а также между ними и складами.
Внутрицеховой (внутрискладской) транспорт предназначен для выполнения транспортных операций в пределах отдельных цехов и складов.
Управление внешним и межцеховым транспортом, как правило, концентрируется в транспортном цехе (отделе) завода. На крупных предприятиях с развитым железнодорожным хозяйством последнее выделяется в особый цех железнодорожного транспорта.
Управление внутрицеховым транспортом является функцией руководителей соответствующих цехов либо участков и осуществляется через цеховую диспетчерскую службу.
В таблице №1 перечислены основные транспортные средства, применяемые для внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта.
Выбор транспортных средств для конкретных местных условий должен подчиняться следующим требованиям:
Выбранное транспортное средство должно отвечать всей совокупности показателей данного грузопотока. К их числу следует в первую очередь отнести:
Рассмотрим, как эти показатели влияют на выбор средств для внешнего и межцехового транспорта. При наличии мощных потоков проката, угля, формовочной смеси и других грузов, доставляемых на завод железнодорожным транспортом, вполне обоснованно применение рельсового транспорта широкой колеи, связывающего станцию примыкания со складами завода.
Однако для межцеховых перевозок этот вид транспорта неудобен, так как он обладает плохой маневренностью, а так же требует значительного времени на пробеги, обусловленные угловыми заездами.
Поэтому рельсовый транспорт применяется для межцеховой связи только на заводах тяжелого машиностроения с развитыми металлургическими цехами, где имеются мощные грузопотоки или где возникает необходимость перевозки тяжелых (8-10 тонн и выше) отливок и поковок, а также сварных металлоконструкций.
Во всех других случаях для межцеховых перевозок целесообразно применять оборудование безрельсового транспорта, монорельсовые пути, конвейеры и некоторые другие подъёмно-транспортные машины.
Однако и здесь выбор оборудования во многом зависит от показателей грузопотока.
Например, автомобильные перевозки между цехами оправдывают себя только при больших пробегах, так как в обычных условиях, когда расстояния между цехами и складами относительно малы, такое важное преимущество как значительная скорость движения автомобиля, не может быть использовано полностью.
Поэтому для безрельсовых перевозок, характеризующихся относительно небольшими грузопотоками и короткими маршрутами, широко используются электрокары и автокары.
Транспортное средство в наибольшей мере должно отвечать технологическим и организационным особенностям обслуживаемого им производственного процесса.
Например, в условиях
поточного производства наилучшие
результаты дают конвейеры, которые
работают в одном ритме с
Транспортные средства должны обеспечить максимальную производительность труда на обслуживаемом участке или рабочем месте, а также наиболее благоприятные условия труда, в частности, условия минимальной утомляемости рабочих.
Необходимость согласования характеристик транспортных средств, которые работают на смежных участках, с целью комплексной механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
На каждом предприятии
обязательно должна быть разработана
единая транспортно-технологическая
схема производственного
Планирование перевозок
Весь комплекс работ по планированию перевозок состоит из трёх разделов или этапов:
Технико-экономическое планирование заключается в составлении комплексных годовых или квартальных планов работы заводского транспорта.
Эти планы должны предусматривать грузооборот, потребное число транспортных средств и механизмов, объём погрузочно-разгрузочных работ, штаты рабочих, необходимые для эксплуатационных и ремонтных нужд, фонды заработной платы и другие данные, характеризующие работу транспорта завода в планируемом периоде.
Календарные планы перевозок охватывают месячные и более короткие отрезки времени, вплоть до отдельных суток и смен. Сменно-суточные планы необходимо составлять для отдельных маршрутов с указанием рода грузов, пунктов их отправления и приема, времени начала и окончания перевозок.
В условиях стабильных грузопотоков, характерных для массового и крупносерийного производства, сменно-суточные планы являются длительно действующими планами-шаблонами.
При переменных грузопотоках эти планы должны отражать текущую потребность завода в перевозках, и поэтому их следует составлять на основании заявок, поступающих от цехов-отправителей грузов.
Диспетчирование, или оперативное регулирование заключается в текущем оперативном руководстве ходом транспортных работ на основе и с целью выполнения соответствующих планов и графиков.
Логистика, или совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).
Сущность и задачи транспортной логистики:
Транспорт - это отрасль
материального производства, осуществляющая
перевозки людей и грузов. В
структуре общественного
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.
Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие задачи:
По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.
1.3. Оценка эффективности
управления. Эффективность как
Эффективность – это достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов.
Любой управленец всегда мечтает о том, чтоб его предприятие работало эффективно. Однако, наверняка, не многие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективности» видоизменяется в зависимости от выбранного подхода к ее оценке. Итак, прежде чем измерить «эффективность управления», стоит вспомнить, что управление – это приведение системы в желаемое состояние.
Целью управления предприятием, подразделением, цехом является обеспечение устойчивого функционирования предприятия во внешней среде в течение длительного (в идеале – неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.
Как правило, в литературе понятие «эффективности» сводится к «рентабельности» и «прибыльности» предприятия, определить которую можно различными способами, например вычислив различные показатели, для примера:
Но, помимо вышеперечисленных показателей рентабельности, существуют и другие подходы к оценке эффективности:
Эффективность как степень
достижения поставленных целей (иногда
используется термин «результативность»).
Например, эффективность
Здесь нам хочется отметить, что этот подход можно применять выборочно и ограниченно для оценки эффективности управления предприятием по ряду причин:
Например, в одном из предприятий, транспортному цеху в начале 2011 года были поставлены такие цели на год:
Вид целей |
Формулировка целей |
Рыночные цели |
Занять 25% своего рынка |
Производственные цели |
Улучшить технико- |
Финансовые цели |
Получить прибыль 120 млн.руб. |
По результатам года была получена прибыль 123 млн. руб., была произведена механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, однако при оценке доли рынка выяснилось, что данное предприятие охватило 23% рынка. Что можно сказать об эффективности управления данным предприятием в прошедшем году? Ведь часть целей достигнута, а часть – нет. А если хочется получить единую оценку? В этом случае необходимо провести «свертку» разнородных показателей. Методов такой «свертки» как и обобщенных показателей, в литературе предлагается великое множество. И, что интересно, у каждого есть как свои достоинства так и недостатки.